Двадцать лет под прессом: краткая история опального Союза поляков
От создания и до наших дней.
25 марта Генпрокуратура завела уголовное дело на председателя непризнанного властями Союза поляков Беларуси Анжелику Борис. Дело возбуждено по ч. 3 ст. 130 УК (умышленные действия, направленные на возбуждение национальной и религиозной вражды и розни по признаку национальной, религиозной, языковой и иной социальной принадлежности, а также по реабилитации нацизма, совершенные группой лиц).
Анжелика Борис, фото Hrodna.life
В деле фигурируют «иные лица», чьи имена не названы. Вместе с тем, вслед за Борис в под арестом оказался активист организации, журналист Анджей Почобут. Силовики пришли также к активистам в Волковыске и Лиде.
В начале марта в рамках уголовного дела в Бресте задержали соучредителя и директора частной «Польской школы», прокуратура инициировала ликвидацию учебного заведения, обвинив его администрацию в «героизации военных преступников». Между Беларусью и Польшей разгорается дипломатический скандал.
Сложившая сегодня непростая ситуация вокруг опального союза —не первая в истории организации. «Салідарнасць» предлагает вспомнить о том, как складывались взаимоотношения Союза поляков Беларуси и властей за годы существования организации.
От создания до раскола: 1988-2005
Союз поляков Беларуси берет свое начало в 1988 году, когда в Гродненской области начало работу Польское культурно-просветительское общество имени Адама Мицкевича. В 1990-м в Минске появилось культурно-просветительское общество «Polonia».
Считается, что именно эти две организации стояли у истоков зарегистрированного в 1991-м Союз поляков Беларуси. За первые десять лет сущестовавания союза в Гродно и Волковыске были открыты две школы с обучением на польском языке, начали издаваться газеты «Głos znad Niemna» и журнал «Magazyn Polski».
В 1999-м количество членов союза превышало 30 тысяч человек.
До 2000-го председателем союза был Тадеуш Гавин. Затем его сменил Тадеуш Кручковский, взявший курс на отказ от сотрудничества с демократическими организациями страны.
К тому моменту у властей уже были вопросы к союзу, в марте 1999-го Комитет по делам религий и национальностей рекомендовал Министерству юстиции воздержаться от перерегистрации СПБ, что могло приостановить деятельность организации.
В 2003-м Минюст вынес союзу предупреждение, обвинив его в нарушиении «О языках» и «Об общественных объединениях». В ведомстве заявили о наличии достаточных оснований для начала процесса ликвидации СПБ.
Поворотным в истории союза стал 2005-й, когда выборы нового председателя привел к расколу. Одну из ключевых ролей в той истории сыграли власти.
Раскол
Первая полоса «Нашай Нівы», посвященная событиям в СПБ в 2005-м
В марте 2005-го, после окончания председательских полномочий Кручковского, на эту должность на очередном съезде была избрана Анжелика Борис. Власти заявили о якобы выявленных во время проведения съезда нарушениях и не признали итоги голосования.
В августе того же года в Волковыске под патронажем властей прошел новый съезд, делегаты которого выбрали председателем Иосифа Лучника.
Как рассказывал позже в одном из интервью Анджей Почобут, часть делегатов участвовала в съезде в Волковыске, находясь под давлением властей. А некоторые делегаты якобы никогда ранее не были активистами союза.
В итоге Минюст признал официальным Союз под руководством Лучника, объединение, во главе которого стояла Борис, на долгие годы попало в опалу.
Череда скандалов
За годы правления независимым Союзом Анжелику Борис и ее коллег не раз беспокоили власти и силовики. В 2006-м в машине, в которой она ехала с соратниками из Литвы, таможенники нашли пакетик с белым порошком. Тогда Борис расценила случившееся провокацией, направленной против непризнанного властями Союза поляков Беларуси.
Было заведено уголовное дело, КГБ временно лишило Анжелику Борис паспорта. В 2019-м Анджей Почобут утверждал, что наркотики в авто в 2006-м были подброшены, что якобы за этим стояли спецслужбы.
В 2008-м Борис и ее коллег штрафовали за нарушение пограничного режима и проведение концерта, расцененное, как несанкционированное мероприятие.
Съезд активистов независимого союза, 2009-й. Фото Александр Саенко
В 2010-м разгорелся скандал вокруг Дома польского в Ивенце. Власти постановлили передать его зарегистрированному союзу, представители опальной организации расценили это как захват здания. И снова аресты, штрафы и уголовное дело в отношении активистки из Ивенца Тересы Соболь.
Активистов независимого союза задержали по дороге в Ивенец. Фото СПБ
В том же году Анжелика Борис ушла в отставку. По словам Почобута, ей нужна была передышка после тяжелой пятилетки во главе организации:
— Достаточно тяжело существовать в условиях, когда вся сила государства направлена на то, чтобы сломить организацию, которую ты возглавляешь. Трудно работать, когда нормальному функционированию постоянно кто-то мешает. Не стоит забывать еще и о прямых угрозах: начиная с подбрасывания наркотиков на границе, и заканчивая заливанием краской дверей квартиры… Все эти неприятные события регулярно происходили на протяжении последних пяти лет. Ничего удивительного, что психологически человеку в такой обстановке, мягко говоря, некомфортно.
Съезд на «Азоте»
Осенью 2009-го в Гродно прошел съезд провластного союза, на который приехали министерские чиновники из Минска, а также руководство города и области.
Делегаты заседали в конференц-зале заводоуправления ОАО «Гродно Азот». Как тогда отмечал в комментарии «Салідарнасці» Анджей Почобут, мероприятие было целиком подготовлено властями:
— Большинство людей, которые принимают в нем участие, не имеют к организации никакого отношения и никогда не участвовали в польском движении. Многие попали на этот съезд по разнарядке. Мы знаем, что оказывалось давление. Так что эти люди не имеют ни морального, ни юридического права решать судьбу поляков в Беларуси.
Председателем лояльного властям союза был избран гродненский бизнесмен Станислав Семашко, о котором говорили, что он не знает польского языка.
Сегодня официальным союзом руководит Александр Сонгин, избранный на съезде в начале марта этого года.
Читайте еще
Избранное