Власть

Дмитрий Косач

Красная монархия. Как власти Северной Кореи превратились в аристократов при голодающем населении

«Салідарнасць» в рамках спецпроекта «Власть» рассказывает о династии Кимов, монополизировавших управление в КНДР. Как при внешне нелепом образе им удается жить королями и удерживать страну изолированной от внешнего мира?

В последнее время цивилизованные страны с любопытством наблюдают, как Ким Чен Ын начинает брать с собой на официальные мероприятия дочь. Некоторые уже называют девушку «преемницей» главы КНДР.

Фото Rodong Sinmun

Абсурд? Только не в Северной Корее. «Салідарнасць» рассказывает, как дед, его сын и внук сломали хребет стране, в которой теперь проживает около 25 миллионов человек.

Правление Ким Ир Сена

Ким Ир Сен с сыном Ким Чен Иром, 1989 год

Самая богатая биография у основателя правящей династии, которая оказалась тесно переплетена с историей возникновения КНДР. Сын скромного сельского интеллигента при японской оккупации стал партизанским командиром. Во время Второй мировой войны являлся офицером Советской Армии, которая активно помогала «товарищам» бороться со своим противником.

После окончания войны территория Кореи севернее 38 параллели оказалась под контролем СССР, а южнее – США. Поскольку договориться между собой сверхдержавы не смогли, возникло сначала два правительства, а потом и два государства (положение дел не изменила даже корейская война 1950-1953 г.г.).

Ким Ир Сен поначалу был марионеточным главой Корейской народно-демократической республики (КНДР), являясь полностью зависимым от «товарищей» из Советского Союза.

Однако со временем ему удалось сконцентрировать власть в своих руках, превратившись в диктатора. Ким Ир Сен оказался мастером политической интриги и сумел выдавить из руководства государства всех своих противников.

Кроме того, ему на руку сыграли противоречия между СССР и КНР: играя на них, глава КНДР становился все более независимым от покровителей.

Северная Корея быстро проделала путь к тоталитаризму, взяв все самое худшее от других коммунистических режимов – в том числе, репрессии и культ личности.

Бывший партизанский командир Ким Ир Сен разработал для северных корейцев идеологию чучхе, которая среди прочего обосновывала его личную власть, и превратился в «великого вождя».

Главный из династии Кимов бывал в Беларуси. Ким Ир Сен на Минском тракторном заводе, 1984 год

В 1970-х мысль Ким Ир Сена пошла еще дальше: по сути, он начал делать из диктатуры монархию. Его сын Ким Чен Ир стал занимать ответственные посты, а руководство страны (как военное, так и гражданское) составляли или его родственники, или его соратники по партизанской борьбе. По сути, сформировалась аристократия, которая была заинтересована в передаче власти «наследнику» Ким Чен Иру, чтобы не потерять свой привилегированный статус. Кстати, наследники самой «аристократии» также получали государственные посты.

Что дало полувековое (!) правление «великого вождя» простым корейцам? В послевоенные десятилетия экономика государства, носившая плановый характер, еще как-то развивалась. Во многом благодаря помощи Советского Союза и Китая. Но в 1980-х наметилось падение, которое еще более ускорилось с распадом социалистического лагеря в начале 1990-х.

Без прежней поддержки жители КНДР столкнулись не то что с бедностью, а с голодом. «Великий вождь» умел только расправляться с соперниками, проводить репрессии и удерживать власть, а как развивать экономику и повышать уровень жизни он не знал.

Однако возмущаться было почти некому. Жителям КНДР промывали мозги с детского садика, каждый был обязан носить значок с портретом «вождя». Многие искренне рыдали, когда Ким Ир Сен умер в 1994 году и восприняли как должное передачу власти его сыну.

Правление Ким Чен Ира

Ким Чен Ир и его сын Ким Чен Ын

Отец оставил сыну страну в плачевном состоянии. Мало того, что командная экономика поставила граждан на грань нищены, колоссальные ресурсы тратились на содержание и развитие огромной армии (в разные периоды ее численность колебалась около отметки в полтора миллиона (!) человек).

Ким Чен Иру и милитаризированной «знати», по сути, пришлось выбирать: или накормить бедняков, или тратить деньги на развитие ракетно-ядерной программы (в 2005-м власти КНДР открыто заявили о создании в стране ядерного оружия). Что они выбрали? Конечно же, пустить деньги на вооружение. 

Массивная гуманитарная помощь со стороны западных стран и Китая дошла не до всех: по разным оценкам в 1995-1997 годах от голода (точнее – от последствий сильного недоедания в виде разных болезней) погибло от 250 тысяч до 2 миллионов корейцев.

Правда, это все же вынудило Ким Чен Ира отойти от тоталитаризма в экономике: мелкое частное предпринимательство было легализировано, отменены другие ограничения, стали попустительствовать контрабанде из Китая.

Как рассказывали эмигранты, в 2000-х большинство работоспособного населения из-за низкой оплаты труда на госпредприятиях КНДР стало неофициально зарабатывать в частном секторе.

И все же за несколько лет до смерти Ким Чен Ир попытался усилить плановую экономическую систему и уменьшить влияние рынка. Денежная реформа привела к резкому росту инфляции и дефициту товаров первой необходимости. Козла отпущения нашли в лице председателя государственного планового комитета КНДР, которого расстреляли.

Правление Ким Чен Ына

При правлении Кима-внука основным продуктом питания для северных корейцев все еще остается кукуруза, но не рис

Преемником Ким Чен Ира, который скончался в конце 2011 года стал его младший сын, 29-летний Ким Чен Ын. До этого он почти не появлялся публично.

Ким Чен Ын, как и остальные дети правителя, в детстве жил в Швейцарии, где получил среднее образование. Однако надежды на то, что он возьмет курс на модернизацию страны, оправдались лишь частично.

Был проведен ряд экономических реформ, взятых с китайского и вьетнамского опыта. Главная – в сельском хозяйстве: вместо колхозов разрешили работать в семейных предприятиях. Как следствие – рекордные по местным меркам урожаи. 

Отношение к частным предприятиям стало более лояльным, уровень жизни стал понемногу расти.

Однако с некоторыми экономическими реформами Ким Чен Ын совершенно не отказался от военных и политических практик отца и деда. КНДР заявила о создании водородной бомбы и продолжила агрессивную милитаристскую внешнюю политику. Какое-то время казалось, что традиционная игра на обострение может принести Северной Корее дивиденды, но на деле все закончилось введением против страны очередных санкций.

Кто в восхищении от поведения главы КНДР, так это Путин. В 2018 году он публично похвалил коллегу за ядерную программу.

Я думаю, что господин Ким Чен Ын, безусловно, свою партию выиграл. Он решил свою стратегическую задачу, у него есть ядерный заряд, есть ракета глобальной дальности до 13 тысяч километров, которая может достичь практически любой точки земного шара… Он — грамотный абсолютно и зрелый уже политик.

Владимир Путин

При этом КНДР продолжает относиться к числу беднейших стран мира, и в последние пару лет из-за отхода от экономических реформ многие северокорейцы вновь стали недоедать.

Действующему режиму удается сохранять власть благодаря тому, что страна остается самым контролируемым и изолированным обществом мира. Дело не только в том, что в стране от 80 до 120 тысяч политзаключенных. Перемена места работы или жительства невозможны без одобрения властей, при «преступлениях» применяется принцип семейной ответственности.

Ким Чен Ын легко репрессирует не только чужих, но и своих родственников. Его дядя Чан Сон Тхэк был расстрелян в 2013 году, его единокровный брат Ким Чен Нам был отравлен в аэропорту в Малайзии в 2017-м.

Пока народ нищенствует, Ким Чен Ын продолжает жить как король, угрожая остальному миру ядерным оружием. Эксперимент по развитию «красной монархии» продолжается. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(23)