Филин

Валерия Уласик

Янчук: «Школа остается за забором: зашел, поиграл по правилам и пошел в жизнь»

Психолог Владимир Янчук в интервью Филину — о том, увенчаются ли успехом попытки власти научить школьников правильно любить родину.

Владимир Янчук

Минобразования разослало по школам инструктивно-методическое письмо с призывом усилить работу по идеологическому, патриотическому и гражданскому воспитанию.

Среди рекомендаций и предложений: «единые дни проведения ритуалов чествования государственной символики», факультативы по военно-патриотическому воспитанию, музеи, посвященные году исторической памяти и единые уроки.

Филин поговорил с психологом Владимиром Янчуком о том, как такие шаги со стороны государства повлияют на подрастающее поколение.

— Я к этому отношусь очень спокойно. Министерству образования дано задание обеспечить неким образом эту господдержку. Я прекрасно знаю отделы этого воспитания, которые с советского прошлого взращены на коммунистической и комсомольской идеологиях. Репертуар и средства здесь абсолютно одинаковые: что раньше, что сейчас. Эффективность — абсолютно никакая. Все пропускается мимо ушей.

Далеко ходить за аналогиями не надо. Перед глазами казахский пример: долгое время я работал приглашенным профессором в казахском университете. И там же на каждом углу висел портрет Назарбаева, везде эти лозунги, праздники и так далее. Смотрите, какая история: ушел елбасы — все как метлой смело.

Общество состоит из молодых конформистов, которые близко это все не подпускают и воспринимают такие мероприятия как виртуальные. Да, будет ритуалистика, но школа остается за забором: зашел, поиграл по правилам и пошел в жизнь.

Проблема в большей степени возникает у родителей. Отношения с детьми в неидеологическом контексте очень серьезно поменялись. Сейчас же поколение смартфонов, игр, новых технических решений. И коммуникация нарушена. Часто дети с родителями не разговаривают, живут в своем мире и создают свою виртуальную реальность.

Совет родителям один: разговаривать с детьми не по смартфону, а рассказывать и обсуждать, что такое добро, зло, человеческие ценности, почему этим ценностям нужно следовать.

Когда вы объясняете такие вещи, вы формируете некую опору для взаимоотношений с детьми. А если нет опоры на ценностях, нет фундамента для долгосрочных отношений. Самый большой авторитет — это родители, но при условии, что они разговаривают и строят отношения с детьми.

Меня тревожит, что формируется поколение, которое живет здесь и сейчас, не думает о завтрашнем дне. А когда мы живем сегодняшним днем, то это новое завтра всегда очень неожиданно наваливается. Единственный фундамент, который в рамках человеческих отношений гарантирует комфортное сосуществование, это опора на вышеперечисленные понятия: что такое хорошо, что такое плохо.

А всех идеологических вещей бояться не надо: система сама себя подрывает через эти доступные средства коммуникации, которые, будем мягко говорить, сеют неправду. А когда вы сеете эту неправду, вы формируете к себе соответствующее отношение.

Конформист реагирует так: вы мне тут говорите, но я вам не верю. Потому что ритуальные вещи и прочее работают, когда есть доверие. А если этого фундамента нет, ну, хорошо, покланялся человек, выполнил некую ритуальную вещь и все на этом закончено.

Министерство образования концентрируется на чисто формальных вещах, а школы рапортуют. Все это постсоветское пространство, особенно ортодоксальные его остатки, к которым мы относимся, губит себя за счет формальных показателей. Это и в России то же самое, и в Казахстане. А потом удивляются, почему не работает.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(21)