Впервые в Беларуси у пьяного водителя конфисковали автомобиль

Многодетный отец попался нетрезвым второй раз.

— Я не в состоянии заплатить штраф в 10 миллионов 500 тысяч рублей. Видимо, поэтому суд решил конфисковать мой автомобиль «Нисан Сани», — рассказал «КП» 35-летний брестчанин Сергей Кузьменков. — Работаю комплектовщиком мебели, в месяц зарабатываю 560 тысяч, жена в декретном отпуске: у нас трое несовершеннолетних детей. Плюс ко всему на мне висит два кредита: один потребительской, второй взяла жена на покупку квартиры. И ежемесячно на их оплату уходит около 400 тысяч. Откуда у меня деньги?

Для «КП» Сергей позировал на фоне чужого авто. В суде он просил, чтобы его машину не забирали. Фото: Александра ШУЛЬГАЧА

24 апреля 2009 года гаишники задержали Сергея Кузьменкова, когда тот пьяным ехал по городу. В крови у водителя было 0.7 промилле алкоголя. Самое пикантное в этой ситуации то, что год назад, в июне 2008 года Сергея Викторовича на три года лишили водительских прав и оштрафовали на 525 тысяч за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

— Я остановил водителя для проверки документов около 22 часов. Кузьменков ехал вместе с 10-летним сыном забирать жену с работы, — вспоминает инспектор ДПС УВД Брестского облисполкома Александр Гришкевич. — Водитель сказал, что водительское удостоверение забыл дома. Я «пробил» его по базе и выяснилось, что Кузьменков лишен прав. А еще от него слегка пахло спиртным. Если сначала водитель вел себя спокойно, то потом начал нервничать, жаловаться мне на жизнь, а потом и вовсе заявил, что я ему испортил жизнь.

Хотя нам Сергей рассказал другую версию: после ремонта автомашины он выехал из гаража, чтобы проверить, как она работает. Отъехал 500 метров и попался гаишникам. И в отношении водителя «Нисан Сани» возбудили уголовное дело. По статье «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения» может грозить наказание в виде исправительных работ до двух лет, арест до шести месяцев или штраф от 30 (1 миллион 50 тысяч) до 1000 (35 миллионов) базовых величин.

— 19 июня суд Ленинского района оштрафовал водителя на 300 базовых величин (Ред. — 10 миллионов 500 тысяч), — говорит «Комсомолке» старший помощник прокурора Брестской области Ольга Дмитрук. — Еще недавно наши суды чисто символически штрафовали таких водителей. Например, на 30-40 базовых величин. Но Генеральная прокуратура подняла вопрос об ужесточении наказания, и штрафы стали совершенно другими. Ведь пьяные водители — это потенциальные убийцы на дороге.

Кстати, сам нарушитель Кузьменков не согласен с решением суда. Он пытался обжаловать приговор в коллегии по уголовным делам Брестского областного суда, но безуспешно.

— Я просил, чтобы мне уменьшили штраф и оставили автомобиль, — говорит Сергей Кузьменков. — Машина стоит на штрафстоянке, и я не знаю, во сколько ее оценят, ведь ей уже 17 лет.

Вопрос о конфискации автомобилей у пьяных водителей неоднократно поднимало и МВД, и Генеральная прокуратура, и Министерство юстиции. Они предлагали забирать у водителя автомобиль, если он в течение года дважды был задержан в нетрезвом виде. Но пока это остается на уровне предложения, и поправки к Уголовному кодексу до сих пор не приняты.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

Справедливо ли такое решение?

Ольга БАРАБАНЩИКОВА, певица:

— Нет, такого не поддерживаю. Большие штрафы и лишение прав — это оправданные меры. А конфискация автомобиля — это чересчур жестко. Человек, может, всю жизнь зарабатывал на эту машину! Считаю, что не меньшая опасность на дороге — бешеные водители, которые возомнили себя шумахерами.

Ольга АНДРЕЕВА, психотерапевт, член Европейской ассоциации психотерапевтов:

— Абсолютно! Я сама водитель. И знаю, что пьяные за рулем, — источник невероятной опасности и для нас и для пешеходов. Наказывать их нужно. И если они понимают только крайние меры, значит крайними мерами. Если в цивилизованных странах добились определенного культурного уровня поведения за рулем, и теперь подобные вопросы там даже не возникают, то у нас, к сожалению, пока многие ведут себя крайне безответственно во всех сферах жизни… Значит, и наказание должно быть максимально строгим.

Олег ГАРБУЗ, актер:

— Я против того, чтобы забирали машину. Потому что у одного дешевый автомобиль, у другого дорогой. Несправедливо получится. А если пьяный ехал на чужом автомобиле? Хозяин машины не виноват, что в какой-то момент этот товарищ напился. В нескольких странах уже опробовали такое наказание, и возникло много вопросов. Думаю, что эти вопросы не решатся и у нас. Считаю, что у нас с пьянством за рулем и так неплохо борются: насколько я знаю, у нас самая трезво ездящая страна в Европе.

Антон КУРГАНОВИЧ, предприниматель, автомобилист с 10-летним стажем:

— Если автомобиль конфисковали в счет уплаты штрафа — это справедливо. А если будет конфискация по факту пьянки — нет! Автомобиль может быть на доверенности, взят напрокат, и так далее… Закон у нас и так строг. Смотрите, средний автопарк в Беларуси — старше 10 лет, а максимальный штраф за повторное нетрезвое вождение — 12 тысяч долларов. Если человека не останавливает угроза выложить больше, чем стоит его машина, то дело явно не в штрафах. А в головах.

Денис КУРЬЯН, телеведущий:

— Если ты не смог выплатить кредит, у тебя заберут, например, автомобиль. Если долг кому-то не вернул, у тебя тоже через суд возьмут автомобиль. Другое дело, что конфискация машины за пьянку — мера неэффективная. Машины-то у всех разные! Кто-то попался на «Жигулях», а кто-то на «Хамере». Получается, что они понесут абсолютно разные по весомости наказания за одинаковое правонарушение.

Волхв, читатель сайта kp.by:

— Разумеется, правильно. Пьяный за рулем — потенциальный убийца. Конфискация авто предотвращает более серьезное преступление.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)