Филин

Юлия Кот

«Возьмем самого Лукашенко. Где он, а где «традиционные ценности»? История с первой женой и другие примеры»

Гендерная экспертка — о том, зачем власти вписали в Концепцию нацбезопасности «сохранение традиционной семьи».

В Беларуси приняли обновленную концепцию национальной безопасности. В нем много новых пунктов, от «электорального суверенитета» до ядерного оружия. Кроме того, как заявил секретарь Совбеза Александр Вольфович, в документ внесли пункты о «всемерной защите традиционной семьи» и усилении социальной ответственности бизнеса.

Отчего представители государства в чинах и при погонах так активно лезут в личную жизнь и постели граждан, и кто на самом деле настаивал на законодательном закреплении «традиционных ценностей и ментальной чистоты»?

Филин вместе с гендерной эксперткой, соорганизаторкой Фемгрупы КС и гражданской активисткой Юлией Мицкевич вчитался в официальное разъяснение концепции и попробовал разобраться в этих вопросах.

— Концепция национальной безопасности, идущая вкупе с военной доктриной (и обе они будут приняты, как заявлено, на ВНС), — это продолжение того, что многие эксперты, политаналитики и политологи, называют «политической шизофренией» режима Лукашенко, которая уже есть в Беларуси и в которую он продолжает погружать нашу страну, — говорит Юлия Мицкевич. — Если вспомнить известный фильм-антиутопию «Кин-Дза-Дза», там один из героев, Скрипач, говорит: «Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите».

Это как раз о том, что декларируется не то, что потом делается, и даже то, что декларируется, не означает, что они на самом деле так думают.

Примеров тому немало. Если открыть государственный правовой интернет-портал, там есть объяснение, что включает в себя обновленная концепция нацбезопасности. Приоритетом названа задача сохранения мира, как и «для большинства государств планеты». Но это говорится от имени режима, который является соагрессором в войне России с Украиной, и территория наша, к сожалению, была предоставлена для того, чтобы на украинскую территорию летели ракеты.

Или вот, в качестве внутреннего источника угроз нацбезопасности названо «недостаточное развитие субъектов гражданского общества». А мы видим, что гражданское общество полностью зачищено и разгромлено.

Вообще, очень хорошо видно, что разработчики документа считают главным: противопоставление «русского мира» всему остальному. И мне кажется, это укладывается в логику режима, в которой «коллективный Запад» и «нетрадиционные ценности» приравниваются к угрозам, и собственно, «коллективный Запад» виноват в том, что происходило в Беларуси в 2020 году.

Активистка вспоминает собственный арест после одного из маршей. Допрашивающий ее сотрудник был абсолютно убежден, что протестующие выходили не против фальсификации выборов, за свои свободы и права, — а потому, что им заплатили Польша и Литва, которые хотят разделить Беларусь и «откусить» от нее по кусочку.

Эти нарративы и продолжают звучать из уст госчиновников, и противопоставление «традиций» «западным ценностям» в них также удобно вписывается.

— Возьмем, например, заявление Лукашенко в ноябре 2020 года, когда протесты все еще продолжались в активной фазе, в том числе уличной, — на церемонии вручения верительных грамот иностранных послов он говорил, мол, беларусы «доказали способность отстоять суверенитет, традиционные ценности и территориальную целостность» страны.

А кто эти беларусы? Те самые, кто «не поддался на уловки Запада», кто не выходил на протест, сохранил лояльность режиму. По сути, это было обращение к силовикам, пропагандистам и чиновникам, которые помогли сохранить его личную власть.

Всех остальных беларусов он ненавидит и мстит нам за свой проигрыш, который он может не признавать вслух, но знает и понимает. Поэтому апелляция к какому-то народу в общем, к каким-то беларусам-гражданам — не только в цитате, но и в концепции нацбезопасности, — обращена лишь к «правильным», лояльным беларусам.

Находим в пояснении еще примечательный фрагмент. «Белорусы следуют христианским заповедям и не приемлют содомию и «гендерный переход», проповедуемые Западом, сохраняют традиционные ценности и ментальную чистоту. Наши граждане озабочены будущим своих детей и настаивают на законодательном закреплении подобных положений в доктринальных документах государства».

— Тут у меня вопрос — кто эти озабоченные граждане? — недоумевает Юлия Мицкевич. — Покажите их. Понятно, что на самом деле их нет, от имени граждан говорит режим.

— Вольфович упомянул: представители религиозных конфессий, Союза женщин и БРСМ — по его версии, это они настаивали на «сбережении института традиционной семьи как союза между женщиной и мужчиной по рождению».

— Это прекрасная иллюстрация того, что «граждане» — участники провластных организаций, а традиционные ценности, традиционная семья в понимании властей равно «лояльные режиму». Всех остальных как будто не существует в природе.

Например, у меня есть знакомая семья, с точки зрения концепции нацбезопасности — более, чем традиционная: моногамная, гетеронормативная. Муж, жена, трое детей, из маленького городка, ходят в православную церковь, построили дом. Казалось бы, именно на такие семьи должна опираться нацбезопасность, как о ней говорят власти? Но — после 2020 года эта семья вынуждена была уехать из Беларуси, их фактически вытолкнули из страны.

И таких семей много, а у них есть друзья, знакомые родственники, которые все видят и понимают.

Или возьмем самого Лукашенко: где он, а где «традиционные ценности»? Все знают, что история с его первой женой покрыта мраком. Мы много лет наблюдали историю с Колей, как он был оторван от родной мамы, как воспитывался. Не говоря уже о том, что в госСМИ постоянно появляются фотографии Лукашенко с какими-то молодыми девушками, которые непонятно как попадают в его окружение, а потом назначаются депутатками, идут работать в госуправление — это все бесконечно далеко от традиционных ценностей.

Но «им» позволяется не следовать собственным декларациям, потому что у них есть власть и ресурсы. И таких примеров в Беларуси множество: говорится одно, думается другое, делается третье, а иногда даже «думается не то, что думается».

— Любопытно, как расходятся лозунги и результат: по данным Белстата, у нас сейчас кривая рождаемости идет вниз почти как в 90-е, показатель 1,38 ребенка на женщину — ниже среднеевропейского.

То есть, беларусы пропаганду слушают, а делают то, что считают нужным.

— Да, потому что даже в системе тотальных репрессий, контроля, страхов и всего остального у людей сохраняется способность к рефлексии и критическому мышлению. И они видят, как лозунги расходятся с действительностью, поэтому и сами не спешат выполнять призывы.

Когда властям нечего предложить, нет позитивной повестки и реальных действий по улучшению жизни граждан, только и остается, что говорить о сохранении традиционных ценностей, словно это в каждой бочке затычка.

И люди на словах, мимикрируя, исходя из уровня угрозы, могут даже соглашаться с властями, — но на самом деле это партизанская тактика, и многие давно не верят в пропагандистские нарративы.

Ну, а режим продолжает деление на «правильные» и «неправильные» ценности, «правильные» и «неправильные» семьи, людей, гражданское общество. Причем попасть в категорию «неправильных» можно в любой момент.

И отдельно меня восхитило выражение «ментальная чистота». Предполагаю, это именно та «правильность» и пропаганда «русского мира», о которой мы сейчас говорим.

Впрочем, полагает активистка, беларусы не так легко поддаются влиянию «политической шизофрении», как хотелось бы властям.

— Я верю, что у нас, особенно у тех, кто продолжает жить в стране, достаточно психологической устойчивости и гибкости, чтобы не сойти с ума в теперешних ненормальных условиях. Что мы выдержим, и когда все это закончится и режим падет, эта концепция канет в небытие, и будет вспоминаться разве что на уроках истории, как пример неадекватных, бредовых идей.

Мы помним, как разваливался «совок», и одной из причин как раз стало несовпадение риторики «кремлевских старцев» и окружающей реальности. Та же история, думаю, ожидает беларусский режим.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.8(60)