Общество
Павел Гиба, Еврорадио

Тайна исповеди мешает найти крест Ефросиньи?

Исчезнувшая вместе с крестом Ефросиньи реликвия будет выставлена в слуцком музее. Слуцкое евангелие было передано церкви при весьма таинственных обстоятельствах.

С 22 по 24 мая в Слуцком краеведческом музее будет выставлено уникальное Слуцкое евангелие. Рукопись была сделана самим князем слуцким Юрием Олельковичем в 1581 году. Реликвия исчезла вместе с крестом Ефросиньи Полоцкой и другими ценностями в 1941 году, когда эвакуировался могилёвский музей.

Об истории возвращения Слуцкого евангелия Еврорадио рассказал пресс-секретарь Белорусской Православной Церкви Андрей Петрашкевич.

Андрей Петрашкевич: "Слуцкое евангелие вернулось очень необычным образом. Несколько лет назад один из настоятелей минских храмов совершал требу у одной из очень пожилых прихожанок. Она в знак благодарности за то, что батюшка так хорошо служит и выполнил все её просьбы, передала ему стародавнюю книгу, которая хранилась у неё сколько она себя помнит. Потому что она была одинокая и, видимо, предчувствовала свою кончину".

Был проведён ряд исследований и подтвердилось, что женщина передала то Евангелие, которое написал Юрий Олелькович своей рукой. После ценность была передана митрополиту Филарету. Сейчас принято решение факсимильно переиздать книгу. Тендер на эту работу выиграло издательство Белорусского Экзархата.

Известный учёный, профессор Адам Мальдис называет возвращение святыни очень необычным и загадочным, поскольку остальные ценности, исчезнувшие вместе с Евангелием, так до сих пор и не найдены.

Адам Мальдис: "Как до нас дошло Слуцкое евангелие — это очень удивительно и загадочно до сих пор. Потому что оно находилось вместе с крестом святой Ефросиньи Полоцкой и тысячами других реликвий в могилёвском музее. В 1941 году это всё было вывезено в Москву. Все остальные ценности не всплыли, кроме Слуцкого евангелия".

По предположению профессора Мальдиса исчезнувшие ценности могут находиться в частных руках. Это показывает один эпизод из воспоминаний шофёра, который эвакуировал могилёвский музей в Москву в начале войны.

Адам Мальдис: "Мне не даёт покоя одно место. Шофёр, который вёз это всё в Москву, вспоминает, что когда привезли это всё в штаб, откуда-то появился Берия и причмокивал языком от удовольствия. Вот эта фраза меня заставляет тревожиться о том, что сегодня это может быть в каких-то малодоступных, частных руках".

Крест Ефросиньи Полоцкой и другие ценности можно было бы найти, если проследить путь возвращения Слуцкого евангелия. Но Адам Мальдис говорит, что даже если и известно, от кого пришло Евангелие, то источник могут не раскрывать. Потому что это может быть связано с каким-либо завещанием или исповедью человека, передавшего ценность на смертном одре.

Но учёный не теряет надежды на лучшее. Он даже вспоминает предсказательницу Вангу, которая когда-то пообещала: "Что эти белорусы беспокоятся о кресте? Скоро он найдётся".

Что до Евангелия, то оно на сегодняшний момент представляет скорее музейную, чем религиозную ценность. Потому что использовать его в службах невозможно по той причине, что язык за последние 500 лет очень изменился, говорит Мальдис.

Адам Мальдис: "Безусловно, никто пользоваться в религиозных целях этим Евангелием не будет. Хотя его язык и насыщен белорусизмами, но он далёк от сегодняшнего белорусского языка. По этому Евангелию было бы сложно молиться».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)