Филин

Катерина Батлейка

«Страны прибегают к таким действиям не от хорошей жизни, а чтобы воздействовать на противоположную сторону»

Политолог — о скором закрытии Литвой двух погранпереходов с Беларусью.

Литовская сторона с 18 августа закрывает два погранперехода с Беларусью. Как и анонсировалось ранее, это будут пункты «Шумкас» (с беларусской стороны «Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»).

Валерий Карбалевич

— Любое закрытие переходов на границе, и вообще любое осложнение транспортных или пассажирских потоков на границах между двумя государствами отрицательно влияет на оба государства, — комментирует ситуацию Филину политолог Валерий Карбалевич. — Это всегда обоюдоострое оружие.

Обычно страны прибегают к таким действиям не от хорошей жизни, а чтобы воздействовать на противоположную сторону, оказать какое-то влияние, подтолкнуть к каким-то решениям, которые бы удовлетворяли обе стороны.

В данном случае это реакция на усиление миграционного кризиса и на угрозы использовать вагнеровцев, которые демонстрирует Лукашенко. Он, правда, грозил ими полякам, но и литовцы восприняли это болезненно. Поэтому это такая попытка жесткого ответа на недобрососедские отношения со стороны официального Минска.

Может ли это решение повлиять на политику Лукашенко, сложно сказать, добавляет эксперт. Возможно, в какой-то степени да.

— Хотя тут сложно определить, в какой степени одно находится с другим, в какой степени такие действия повлияют, потому что беларусские власти делают вид, что мигранты сами приезжают в Беларусь и пытаются прорваться через границу, а они к этому не причастны. Дело в том, что этот поток неравномерный: в какие дни больше, в какие-то — меньше. И точно увязать действия Литвы по перекрытию двух погранпереходов с потоком мигрантов, сказать, насколько это сработало — очень сложно.

При этом я бы хотел обратить внимание, что сегодня в Минск прибыл министр обороны Китая. Через беларусскую границу в Европу идет достаточно большой поток в том числе китайских грузов. И я не думаю, что закрытие переходов, а уж совсем полное перекрытие беларусско-польской, беларусско-литовской границы, было бы «хорошим» подарком к визиту китайского чиновника.

Думаю, миролюбивые заявления Лукашенко в адрес Польши, которые прозвучали на прошлой неделе, в значительной мере были связаны с предстоящим визитом китайского министра.

Официальному Минску не хотелось бы каких-то осложнений с Китаем. В определенной мере угрозы перекрыть границу или частичные действия соседних государств оказывают определенное влияние на официальный Минск. Не случайно Лукашенко дал поручение премьер-министру договариваться с поляками. Думаю, что и с литовцами официальный Минск не хотел бы усложнять отношения.

Во время нашего комментария стало известно, что страны Балтии и Польша обсудят возможность полного закрытия границ с Беларусью в этом месяце. Соответствующее решение будет принято в Варшаве в этом месяце. Об этом заявил министр внутренних дел Литвы. Закроют ли Литва, Латвия и Польша свои границы с Беларусью, зависит от некоторых факторов, считает Карбалевич.

— Тут все зависит от динамики. Если не будет нового обострения, каких-то других действий, возможно, силовых, со стороны Беларуси. Я имею в виду, например, когда беларусские самолеты пересекли границу с Польшей и это вызвало определенные обострения. Может быть, какая-то попытка силового столкновения с пограничниками Литвы или Польши — вот такие действия могут привести к полному закрытию границ. Если таких не будет, то я не думаю, что будет перекрыто.

Это оружие обоюдно острое. К тому же я думаю, чтобы совершить такие радикальные действия, должны быть консультации Вильнюса, Варшавы и Брюсселя с Европейским союзом. Потому что грузы, которые идут через границу, касаются не только Литвы и Польши, они затрагивают интересы всего ЕС.

Тут без консультации с Брюсселем сложно сказать, насколько они могут осуществить полное закрытие границ.

Плюс — это удар по грузоперевозчикам на Востоке — я имею в виду Россию, Казахстан, Китай. По ним это тоже ударит. То есть это касается не только двусторонних отношений Беларуси и Литвы, Беларуси и Польши, Беларуси и Латвии, это касается большого количества государств на востоке и западе.

Принимая такие решения, нужно будет учитывать реакцию этих государств. Поэтому такое тяжелое решение может быть принято только при условии какого-то очень серьезного обострения на границе.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(14)