Шрайбман: «Путь лежит через дестабилизацию и эрозию режима»

Политический аналитик – о том, есть ли шанс у демсил Беларуси стать к 2025-му большой силой.

– Думаю, путь лидеров сегодняшней оппозиции к какому-то политическому влиянию внутри страны, так или иначе лежит через дестабилизацию и эрозию режима. По не связанным с оппозицией причинам, – рассуждает Артем Шрайбман в ток-шоу DW Сварка. – Иначе говоря, сначала режим должен по каким-то внутренним или внешним причинам ослабнуть, и затем появляется некое окно, зазор, в который, в теории (исторические примеры такие есть), группы из диаспоры могут вернуться.

По мнению аналитика, очень многое зависит, сколько времени пройдет между их отъездом и возвращением, от сценария эрозии режима и транзита власти: «Будет он сопровождать каким-то хаосом или Лукашенко аккуратно передаст власть кому-то, кто сможет ее удержать, и поэтому это еще больше отложит шансы оппозиции на ее существенное влияние».

– Но если мы о попытке из эмиграции влиять на ситуацию в стране, то тут, по-моему, все прозаично и грустно, – рассуждает эксперт. – История не знает примеров, когда без возвращения роль политиков в эмиграции росла или даже бы сохранялась на одном уровне. Это все равно все более переход к символической роли в ожидании, в надежде, что окно приоткроется и в него удастся влезть опять. Что тоже не гарантировано, но такие примеры бывали.

Шрайбман приводит пример, как отмечает, «может, не самый позитивный для нас»:

– Создатель советского государства Владимир Ленин. Показательный пример, как человек, возглавлявший не самую популярную оппозиционную группировку, будучи в эмиграции, буквально за год до своего возвращения был уверен, что уже никогда не вернется в Россию. А через год вернулся и возглавил ее. Поэтому процессы могут быть разные.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.6(37)