Широгорова: «Историческая концепция в нынешней РФ очень проста: начальство всегда право»

Историк — о том, как можно прославлять одновременно Сталина, Александра III и Столыпина и считать одних и тех же людей террористами и молодцами.

— Вопрос на засыпку: какая концепция лежит в основе российской исторической политики? — пишет София Широгорова. — Только за год об этом вышло три англоязычные монографии (из заметных), статей же в прессе просто не счесть,

София Широгорова

Авторы ломают голову: это советский взгляд на прошлое? Позднесталинский? Брежневский? Имперский, как при условном Александре III?

Или – уже экзотика – околофашистский, под Ильина, о чем пишет Тимоти Снайдер?

Проблема в том, что ни одно из объяснений не в состоянии охватить собою все проявления исторической политики путинского режима. Прославлять одновременно Сталина, Александра III и Столыпина? Украину придумал Ленин, но Богдан Хмельницкий молодец потому, что воссоединился с Россией? Революция — это катастрофа, но крестьянские восстания Гражданской – бандитизм?

Православие + сталинизм?

Гитлер спал и видел, как бы устроить «геноцид советского народа», но пакт Молотова-Риббентропа – триумф советской дипломатии?

Любое объяснение, подобно тришкиному кафтану, натягивается на пару-тройку памятников, речей, фильмов и учебников, но все остальное в себя не вмещает – а потому кажется неубедительным.

У меня есть ответ.

Итак: историческая концепция в нынешней РФ – это «история начальства».

Главная идея очень проста: начальство всегда право, вне зависимости от того, какова его идеология и какую политику оно проводит.

Те, кто против начальства – враги, бунтовщики, пятая колонна, американские наймиты, фашисты и т.п.

Следите за руками. 

Пока большевики находятся в оппозиции к начальству – они безродные террористы и немецкие шпионы. Как только они сами становятся начальством – они молодцы, все правильно делают, и уже те, кто борется с ними, это предатели и пособники Антанты.

(Знаете, как я была удивлена, когда приехала в Краснодар, и не нашла на зданиях штаба и ставки ВСЮРа хоть таблички, хоть памятной доски? А нечего против начальства быть).

Николай II — молодец, правильно влез в ПМВ, и политику проводил замечательную, но потом выпал из НАЧАЛЬСТВА, и молодцом быть перестал. Даже не очень-то и жалко, что расстреляли, метро Войковская никому не мешает.

Александр III – начальник, Сталин – начальник, Брежнев – начальник, Петр I — начальник...

Складывается, что-то, м?

Не важна идеология, тип режима, способ прихода к власти, внутренняя и внешняя политика – начальство право и интересно лишь потому, что оно ПРАВИТ.

Единственный повод для критики — это если начальство лишается власти или ограничивает свои полномочия.

Отсюда отсутствие энтузиазма по поводу Александра II (хотя, казалось бы, с его внешней политикой каждый «имперец» обязан носиться по потолку от восторга), или Александра I (чел победил НАПОЛЕОНА, но нет, НЕ ТО). Хрущев вылетел из начальства, а предыдущее начальство разгромил в пух и прах, КАК МОЖНО.

Ну и т.д., и т.п.

Конечно, в рамках такой концепции надо уметь быть гибким: колебаться вместе с линией партии, примирять непримиримое, прославлять новые идеи очередного начальства, клеймить тех, кто еще вчера сам был у руля.

В рамках такой концепции не нужна история (=здесь со значением «парадигма») «советская», «имперская» или «либеральная» — нужна история послушная, крученая-перекрученная.

Что показательно, такой же гибкости и почтения перед начальством ждут и по поводу событий нынешних — не только либерахи неприятны, но и ястребы, и т.н. «патриоты» не нравятся, если они не готовы помалкивать, одобрять и подстраиваться.

Буквально — «мне нужны не умники, а верноподданные».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(24)