Романчук: Министерство промышленности превращает тему электротранспорта в бездонную бочку желаний для себя

Экономист — о том, насколько реальны обещания Минпрома создать электромобиль, способный конкурировать с Volkswagen и Tesla.

Ярослав Романчук

— Чиновники из Министерства промышленности снова занялись «инновациями» и пообещали уже совсем скоро представить опытный образец белорусского электромобиля, способного конкурировать с автомобилями таких гигантов как Volkswagen и Tesla, — рассказывает Ярослав Романчук в программе Экономика здравого смысла. — Что ж, обычно от экспериментальных образцов далеко до серийного производства.

Но что можно сказать точно, так это то, что Министерство промышленности делает деньги на модных трендах, связанных с электротранспортом.

Когда же будет этот самый опытный образец? Министр промышленности обещал к концу года, правда, какого, не уточнил, то ли этого, то ли следующего, но неважно, даже если что-то будет.

Знаете эксперимент: на одну поездку, если пару километров проехать, можно снять аккумулятор у Теслы или у какого-нибудь другого электромобиля, закупить пять аккумуляторов в Китае и сказать: у нас практически все отечественное, локализация чуть ли не 60 процентов.

Лукашенко же с карандашом не будет высчитывать количество белорусских запчастей и комплектующих в этом самом автомобиле. Ну скажут: да, надо довести еще процентов на 10 повысить, тогда будет нам счастье.

Вот Министерство промышленности говорит: мы же не только занимаемся троллейбусами, автобусами, делаем электрические грузовики. Мы также будем заниматься и самокатами, и специальными колесами — всем-всем-всем.

Представляете, как они уцепились за эту схему? У них ничего своего нет, но они, по сути дела, превращают тему электротранспорта — электромобиля — в бездонную бочку желаний для себя.

Они могут все что угодно пожелать, потому что в данной ситуации налогоплательщики не имеют возможности проверить, не имеют возможности опровергнуть те или иные суждения, эксперименты. Они зарабатывают деньги и на процессе, они предоставляют результат как получится.

Помните в Беларуси с помпой запустили банальное отверточное микроволновых печек. А что в конце концов получилось? Что там чуть ли не 95 процентов всего того, что в эту печку входит, импортное то ли китайское, то ли японское, то ли корейское неважно.

Но сам факт, что сделать отверточную сборку в постсовковой Беларуси, конечно же, умеют. Придумать свой какой-нибудь гаджет или бытовую технику, электронику, тем более, автомобиль, слабо.

Почему Беларусь, которая чуть ли не самой высокоразвитой страной мира была, сегодня закупает комплектующие и крупную узловую сборку делает не то, что китайцев, иранских автомобилей. Не могут делать ничего. Помню, лет 5-10 назад белорусы говорили: запускаем программу дронов. И я подумал, откуда вдруг возьмутся эти дроны?

Но вот сегодня в Беларуси собственных дронов нет. А дроны — это хорошая коммерческая тема, и опять белорусский госплан не справился с этим заданием. Не справился, потому что госплан способен только копировать, отжимать, копить чужие деньги. А придумать, под что пилить — под сельхозпроизводство либо под ткани, либо под джинсы, либо под сукно или химволокно, либо транспорт — это сколько угодно можно.

Ярослав Романчук считает, что отечественный эксперимент по созданию электромобиля закончится кому-то тюрьмой, кому-то — миллионными состояниями, а для налогоплательщиков — дыркой в бюджете.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(26)