Лукашенко не пользуется инновационными инструментами, не играет хотя бы в Лего+, а по-тупому «в Чапаева» — 16 шашек, которые в одном сезоне так поставил, в другом этак. Но как ты их ни переставляй, это все та же допотопная игра в рамках структуры экономики, которая была сформирована в Советском Союзе.
Романчук: «Лукашенко играет «в Чапаева» — 16 шашек в одном сезоне так поставил, в другом этак»
Экономист — о цене поддержки «любимых жен» беларусской власти.
Беларусское правительство поручило Минфину обеспечить выплату части процентов по кредитам предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности за счет бюджетных средств. Соответствующее постановление Совмина появилось на национальном правовом интернет-портале.
Как следует из документа, речь идет об ОАО «Борисовдрев», «Ивацевичдрев», «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои» и РУП «Завод газетной бумаги».
Правда, поддержка будет оказана не просто так, а с последующим увеличением доли государства в уставных фондах предприятий пропорционально оказанной им помощи — исключение сделано только для «Беларусских обоев».
И вот вопрос: государство таким образом помогает не утонуть предприятиям, попавшим под санкции, или все больше «подгребает» деревообработку под себя?
— В беларусской экономике есть «любимые пиявки», которым никогда не отказывают, а также пиявки-иждивенцы среднего и дальнего круга, — говорит в экспресс-комментарии «Салідарнасці» экономист Ярослав Романчук.
И как раз бумажно-целлюлозная, деревообрабатывающая промышленность входит в условных круг любимых жен ЗАО «Семья». Не знаю, что за мистика, но каждый год деревообработка в Беларуси получает коврижки, пончики и прочие бонусы для того, чтобы поддержать себя на плаву.
В отрасль, напоминает эксперт, уже были вложены миллиарды долларов согласно программам реструктуризации, создавались концерны, секторальные структуры, проводилась масштабная модернизация, руководителей меняли на переправе — и все равно «ничего толкового сделать не удается».
Расчет в этих рамках, говорит Ярослав Романчук, предельно прост: есть деревообработка — будет мебель, бумага, стройматериалы, есть лен — будем развивать легкую промышленность, делать ткани, есть коровы — даешь мясомолочное производство.
— Слава богу, в Беларуси не было большого завода печатных машин, — невесело шутит экономист, — потому что мы бы проводили их модернизацию и занимали 98% рынка, потому что никому в голову больше не пришло бы делать эти машинки в современном мире.
А так Лукашенко имеет фаворитов, скажем, сотню предприятий, и «ператрахивает» их: принимает какие-то инновационные планы, и списание долгов организует под них, и рынки сбыта, и заставляет всех «купляць беларускае» — все ради любимчиков. А любимчики платят своей лояльностью и тем, что, не делая ничего на рынке, на самом деле прекрасно живут, зарабатывая на наших с вами деньгах и спинах.
— То есть, выхлопа от этой господдержки не ждать, и все закончится очередным распилом и выпуском каких-нибудь бумажных стаканчиков — «инновационного продукта» от Добрушской бумажной фабрики?
— Двадцать пять лет они так и делают и, обнаружив точки, на которые можно нажать, попросить Лукашенко, спокойно этим пользуются. Если что-то можно свалить на непредвиденные обстоятельства, то сваливают, если нет — сдают кого-нибудь из управляющих почти каждый год, мол, нет успехов, потому что коррупция и нерадивое руководство.
Идея приватизировать предприятия и вывести государство из этих секторов никому в голову не приходит.
Сложились полусерые, полукриминальные синдикаты, которые живут одной идеей: доить деньги из бюджета и жить за счет беларусов. Эту идею они и продают Лукашенко, а дальше выпускают бумажные ли стаканчики, или никому не нужные ткани, или школьную форму, которую удастся реализовать по разнарядке. Главное в этом патенте лишь то, чтобы бездарные, некомпетентные руководители во всех секторах нравились Лукашенко.
Приватизация и развитие предприятий, подчеркивает Ярослав Романчук, в этом случае не нужна назначенным властями управленцам — ведь тогда им действительно придется не только придумывать инновационные планы, «нановаленки» на бумаге, но и реализовывать их и нести ответственность за результат.
— А так их все кормят, и поэтому 25 лет деревообрабатывающая, легкопромышленная и прочая чертовщина в Беларуси продолжается, и ничего не меняется. И, к сожалению, того, что многие из этих якобы «сохраняющих рабочие места» предприятий на самом деле являются пиявками на теле беларусского бюджета, многие не понимают.
Во многом фундамент долгожительства Лукашенко и его режима — экономическое невежество, которое в том числе нужно искоренять, — заключает экономист.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное