Но любые оценки говорят только об одном — нет ни одного сценария, по которому Беларусь выиграла бы от такого положения дел.
Романчук: «Это действительно была курица, несущая золотые яйца. Правда, оттенок у них оказался бело-красно-белым»
Экономист — о том, почему результат, с которым сработал ПВТ, оказался предсказуемым.
Экспорт ПВТ за 2022 упал впервые в истории парка, сообщил dev.by.
За прошлый год экспорт резидентов ПВТ составил 2,7 млрд долларов, что на 500 млн долларов или на 15% меньше, чем в 2021 году.
Заметно сократился и объем производства резидентов ПВТ — с 9,4 млрд рублей до 8,3 млрд рублей — на 11,5%.
Недавно экономист Ярослав Романчук оценил чистые потери всего IT-сектора Беларуси в сумму от 3 до 5 млрд долларов в год.
Филин спросил у него об основной причине такого падения.
— Конечно, меня не удивляют результаты работы ПВТ. Спрятать негативные тенденции по оттоку капитала — и человеческого, и финансового — невозможно, — подтверждает аналитик. — Как бы там ни хорохорился Лукашенко, мы увидели, как сектор экономики, успешно работающий на экспорт (до 95%), стремительно теряет свои позиции.
Радикально ухудшаются условия — платежей, заключения контрактов, появляется моральная угроза для компаний, связанных с иностранными клиентами, есть и другие факторы, влияющие на ситуацию.
Да, какую-то часть продукта переориентировали на ВПК, какую-то — на Россию, другие субъекты, переформатировали цепочки, скрыв Беларусь как поставщика.
В конце концов, благоприятный налоговый режим, а заказчики есть не только в Силиконовой долине и Европе. Кто-то сможет и закрыть глаза на все обстоятельства и будет сотрудничать, но все равно при таких условиях сектор не может конкурировать, он скукоживается. О системном стратегическом развитии речи не идет.
— На основании информации самого ПВТ, цена политики, проводимой сейчас в стране, составляет за год минус миллиард рублей только на объемах производства резидентов парка. Вы оценивали потенциальный ущерб всего IT-сектора намного выше. В любом случае речь идет о колоссальном падении.
— Да, методики расчета могут быть разными. Одни эксперты учитывают прямые потери в бюджет, кто-то считает упущенные выгоды, недополученную прибыль, какие-то косвенные выгоды, которые Беларусь получала от наличия такого количества программистов в таком месте.
Поэтому, я думаю, миллиард беларусских рублей — это минимум. Еще есть влияние на развитие экономики вследствие потери человеческого капитала. И оно гораздо более чувствительное.
Совершенно очевидно, что источник, который генерирует достаточно высокую долю добавленной стоимости и мог бы занимать 10% в производстве ВВП, скукоживается.
— Этот печальный эксперимент происходит прямо на наших глазах: почти три года мы наблюдаем, как убивают самую передовую отрасль с безграничными перспективами.
— Это действительно была курица, несущая золотые яйца. Правда, оттенок у них оказался бело-красно-белым, запрещенным идеологами и пропагандистами, и его было приказано изменить.
Но далеко не каждая курица способна адаптироваться к токсичным цветам БССР. Грустно? Да. Но мы не можем отрицать очевидного.
Это как когда врач говорит больному: так грустно, что ты довел свой организм до истощения и анорексии. Так ведь надо было слушать советы людей, которые предупреждали, что будет именно так.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное