Экономика

Наталья Север

Романчук: «Если в телеге заменить колеса, она от этого Роллс-Ройсом не станет»

Экономист — о том, сможет ли новый министр промышленности осуществить свои грандиозные планы.

В министерстве промышленности Беларуси, следуя последнему тренду, тоже сменился глава. Им стал Александр Ефимов, который до этого работал замминистра, а ранее — на «Амкодоре».

Новый министр решил взять курс на реализацию концепции трех «и». Первое «и» — это инновационность: «Мы должны быть в авангарде со своей продукцией».

Второе «и» — это инвестиции, направление, которое будут усиливать. Наконец, третье «и» — это импортозамещение: «Мы должны сами выпускать все ключевые узлы и системы… В ближайшем будущем мы не должны ни от кого зависеть».

— Независимо от того, какая фамилия у министра промышленности, госплан остается госпланом, совок остается совком, — иронизирует Ярослав Романчук по поводу нового назначения в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — Инновации по-беларусски в худшем случае нацелены на воспроизводство того, что уже давно известно, а в лучшем — на копирование каких-нибудь китайских образцов.

Ярослав Романчук

Более того, импортозамещение в этой модели противоречит инновационности. Потому что импортозамещение «по Лукашенко» — это взять тот же финский топор — и, давайте, сделайте такой же.  

И все по одной схеме — велосипеды, мотоциклы, автомобили. Кто-нибудь видел результат?

Импортозамещение в развивающихся странах можно воспринимать как часть концепции для того, чтобы догнать развитые страны. Так было в свое время в Японии, в Западной Германии.

Но не при помощи государственных инвестиций. При таком подходе невозможно создать что-то конкурентоспособное. И в Беларуси есть все доказательства на этот счет.

Покажите хоть один новый беларусский продукт, разработанный не в XX веке?

Недавнее исследование Института социологии НАН Беларуси показало, что меньше 13% беларусов знают «Савушкин продукт».  Еще среди известных брендов назвали советский БелАЗ и советский МАЗ. Все это было разработано еще в середине XX века.

Поэтому три «И», а я знаю еще есть пять «И», пять «Д» и т.д., просто станут очередными мемами.

— Но вы объяснили только два «И». А что означает третье — инвестиции по-беларусски?

— Уже 25 инвестиционных программ с Россией есть, и пять еще на подходе. Россия — единственный и незаменимый источник инвестиций для нынешней Беларуси.

И как они осваиваются, тоже всем хорошо известно. Есть разные схемы для того, чтобы «распилить» деньги.

В задачу для российских и беларусских чиновников входит придумать что-то, отличающееся от просто «дайте деньги — мы их освоим».

Вот на этот раз креатив зашкаливает — инновационность, инвестиции, импортозамещение. Но диктаторы любят такую чушь.

Однако на практике выходит каждый раз одно и то же, потому что, если в телеге заменить колеса, она от этого Роллс-Ройсом не станет.