«Посадили в тюрьму за то, что сказал: «Мы живем здесь хуже, чем свиньи»
Это про Северную Корею. Послушали, как там многое устроено. Все параллели (не)случайны.
Один из главных в мире специалистов по КНДР Андрей Ланьков в интервью Юрию Дудю рассказал, как живут люди в Северной Корее. Собрали избранное.
Как переписывают историю
— Переписывают старые речи вождей. Например, в своей первой речи Ким Ир Сен (бывший президент КНДР — С.) 14 октября 1945 года в основном благодарил Советскую армию. В последующем варианте его речи там было написано, что Советская армия была в качестве вспомогательной силы. А Северную Корею освободили северокорейские вооруженные силы под командованием Ким Ир Сена, то бишь корейская революционная народная армия, которой на самом деле никогда не существовало.
Официально там рассказывают, что у Ким Ир Сена была тайная база в Корее и еще одна под Хабаровском, хотя никакой базы в Корее не было, это чистая выдумка.
О Советской армии тоже немного говорится — не отрицается, что она участвовала, и памятники нашим солдатам стоят. Но, как бы, союзнички немножко помогли нам, но в основном мы себя сами освободили. Это главная линия пропаганды. Северокорейцы строят историю, которая была бы свободна от иностранных влияний — национально чистую историю.
Мне это напоминает очень многое не в одной и не в двух странах, а в десятках. В той или иной степени это у всех. Северная Корея интересна тем, что там есть тенденции, которые характеры и для других стран, но в несколько усиленном карикатурном виде.
О наличии портретов вождя
— Должен быть набор портретов. Их надо ежедневно протирать. Есть специальный ящичек — в нем щетка и специальная тряпка. На работе партийное начальство смотрит, все ли хорошо с портретом, а дома — народная группа, которая объединяет 20-40 семей, и глава такой группы обязана периодически приходить домой к жителям и смотреть, все ли у них в порядке.
О проверках народной группы
— Это, кстати, в очень широком смысле: в порядке ли у вас портреты, как там у вас с семейными отношениями, не бьет ли муж жену, как там с воспитанием детей. Это ее право приходить домой, и с ней нельзя не разговаривать. Она придет, посмотрит и проверит.
В Северной Корее есть традиция в виде проверки места проживания. Где-то за полночь проводят обыски — приходит патруль и проверяет, кто у них там ночует. Также проверяют, запломбирован ли радиоприемник, запломбирован ли телевизор (в некоторых районах, где можно слушать вещание) и всякую другую мелочевку.
О том, чем питаются в Северной Корее
— Недоедание есть, не голод. Недоедание в отдельных районах. Голод был примерно с 1995 по 2000. Около полумиллиона погибших. Это случилось, потому что помощи Советского Союза и Китая больше не было и, собственное, по-дурацки было организовано сельское хозяйство.
За пределами Пхеньяна обычный человек ест вареную кукурузу, заедая остро ферментированной капустой кимчи. Потребление мяса выросло — что-то порядка 10 кг в год. То есть меньше килограмма в месяц. Но это больше, чем когда-либо было.
Если человек небогатый, он ест кукурузу, рис — эта хорошая, умеренно праздничная еда. Иногда рыба, реже — яйцо, курица.
На чем можно заработать много денег в Северной Корее
— Первое — это торговля рыбой. Второе — полезными ископаемыми. Какие-то небольшие предприятия, работающие на экспорт в легкой промышленности. В основном деньги делают на этом.
Банки есть, но чтобы ими пользовались — это редкость. Деньги хранят в наличных. Практически вся их смешанная экономика, частный сектор — работает почти в наличности. Там есть банковские карты, но, насколько я понимаю, нет SWIFT. Внутри страны все в долларах.
Про образование
— Для такой бедной страны (на душу населения доход 1300 долларов) — в Северной Корее просто великолепное образование. Стопроцентная грамотность, примерно 15% населения идет в вузы.
Идеологические предметы занимают от 10 до 20% учебного времени. Это много, но 80-90% они учат математику, иностранные языки, физику, химию. Еще, конечно, учат историю о том, какие они самые великие и самый лучший народ в мире, такая же литература.
Иностранные языки — обязательная программа в школах и университетах. Это китайский и английский язык. Кстати, частное преподавание иностранных языков — это хороший бизнес.
О том, как выглядит интернет
— У них есть своя внутренняя сеть. Интернет в принципе довольно развитый, но он физически никак не соединен с большим интернетом. Это чисто внутренняя сеть. Там есть форумы, группы по интересам, сайты организаций, газеты, почта — но письмо не может уйти, например, на gmail.
Руководство имеет доступ в YouTube, могут смотреть. Но в целом любой компьютер с интернетом— это режимный объект.
За что можно попасть в тюрьму
— Любое критическое замечание о власти и особенно о первой семье — за это гарантированно сядешь. Разговоры, которые ставят под сомнение какие-то официальные особенности пропаганды. Из недавнего, что мне рассказывали, человек сказал: «Мы живем здесь хуже, чем свиньи» — и его посадили.
То есть какие-то оскорбительное высказывания о своей системе — это плохо. Человек сказал это в частном разговоре, но везде есть информаторы. Сообщили, куда надо.
Дела с доносами в Северной Корее обстоят хорошо. Существует старая норма, где на 50 взрослых человек нужно иметь одного информатора. Понятно, что среди каких-нибудь ракетных инженеров или журналистов информаторов будет в разы больше. А в каком-нибудь отдаленном колхозе — поменьше.
О расстрелах неугодных генералов
— Ким, безусловно, расстреливал неугодных генералов. По некоторым случаям мы имеем почти точные подтверждения. Ни один расстрел не был точно подтвержден, но люди исчезали, причем потом они переиздают старые фотографии, чтобы исчезнувший генерал также исчез с фотографии.
Ким Чен Ын первые годы своего правления также постоянно менял силовиков на ключевых постах. Он внимательно следил, чтобы силовик не сидел на одном посту слишком долго. В течение первых десяти лет в среднем министр обороны занимал свою должен 10 месяцев, потом его переводили куда-то еще. Сейчас поспокойнее уже.
О казни обычных людей
— Могут казнить за все, что угодно. Например, за серьезные политические дела. В былые времена за убитого быка или корову. В стране очень плохо с механизацией, и если ты угробил корову, то обрекаешь деревню ну, если не на голод, то очень много кому придется кисло.
Публичные расстрелы были давно, уже около десяти лет мне не попадались такие сообщения. Кстати, я не слышал ни об одном публичном расстреле за политические преступления, только за серьезную уголовку.
О ГУЛАГе
— Есть отдельная система политических лагерей. В Северной Корее уголовные и политические заключенные содержатся отдельно. Более того, используются разные термины. То есть лагери для уголовников и политзаключенных называются по-разному. Они пронумерованы, и последние лет сорок постоянно укрупняются.
Благодаря тому, что их расположение точно известно, с использованием спутниковых снимков можно оценить количество людей, находящихся в заключении.
За последние 25-30 лет оно существенно сократилось где-то в два раза. Последние оценки (на 2016 год) — 80-90 тысяч человек. Это люди, которые не согласны с режимом, сидящие за анекдоты.
Зачем северокорейцы плачут при виде вождя
— Сказали им плакать (на видео — С.) — плачут. Это пропаганда. Увидели любого члена семьи Ким — нужно изображать радость: подпрыгивать, кричать, махать руками. А когда он вас покидает — нужно стоять со слезами. А если уж он умрет, нужно выйти на улицу и плакать, особенно, если рядом камера или какой-то начальник.
Тот, кто это режиссирует, делает это для внутренней аудитории. Северокорейская пропаганда работает на людей с совершенно другими представлениями. Они когда-то пытались всерьез бороться за внешнюю аудиторию, но очень давно.
О слогане из детского сада
Детям в детском саду постоянно напоминают, что только благодаря семье Ким они могут наслаждаться своим счастливым детством, даже еда, которую они едят в саду — представляет собой доказательство мудрости и доброты великого вождя.
Поэтому после каждого обеда все дети должны благодарить вождя за заботу, кланяясь его портрету и повторяя: «Великий вождь, спасибо за еду».
Свою цитату специалист по Северной Корее комментирует так:
— Есть специальная корейская формулировка: если ты пошел в ресторан и человек за тебя заплатил, надо поблагодарить человека. А поскольку считается, что еду в школе или детском саду дает вождь, соответственно, надо ему сказать спасибо.
О протестах
— В Северной Корее возможны протесты. Но не политические. Правительство абсолютно спокойно смотрит на ситуацию, когда северокорейцы готовы отстаивать свое право зарабатывать деньги, в том числе в частном секторе.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное