Политолог: «Есть соблазн увидеть за инициативой Маска сложные политические игры, но, думается, все проще»

Российский политолог Алексей Макаркин – о резонансном предложении Илона Маска по мирному урегулированию войны в Украине.

Богатейший человек в мире, основатель компаний Tesla и SpaceX Илон Маск написал, что одним из возможных, хотя и маловероятных исходов конфликта в Украине может стать ядерная война. При этом Маск предложил собственный «мирный план», который, по его мнению, мог бы помочь закончить войну. Он состоит из четырех пунктов:

  • повторное проведение выборов в аннексированных регионах под наблюдением ООН (Россия уходит, если такой будет воля людей);
  • Крым формально становится частью России (Маск считает, что «так было с 1783 года до «ошибки Хрущева»);
  • обеспечиваются поставки воды в Крым;
  • Украина остается нейтральным государством.

Маск признает, что «в конечном счете очень вероятно, что результат будет именно таким – вопрос только в том, сколько людей погибнет до этого».

Фото AP

Политолог Алексей Макаркин пишет:

– Мирная инициатива Илона Маска по разным причинам будет отвергнута и Россией, и Украиной. Так же как сильный скепсис вызвали и попытки ватиканской дипломатии сыграть посредническую роль (в России их просто проигнорировали – патриарх Кирилл не поехал на встречу с папой Франциском в Казахстан, а в Украине папу подвергли резкой критике).

Есть большой соблазн увидеть за инициативой Маска какие-то сложные политические игры, связанные в том числе с выборами в США или с действием каких-то влиятельных мировых сил (здесь уже начинается конспирология). Думается, что все проще.

Во-первых, Маск – визионер, это ролевая функция символа мирового бизнеса (и у него другой тайминг, не привязанный к конкретным избирательным кампаниям).

В начале Первой мировой войны тогдашний символ индустриального мира – Генри Форд – тоже пытался выступить в роли примирителя, как, кстати, и папа Бенедикт XV, которого, кстати, во Франции за это прозвали «папа-бош» (а следующим Бенедиктом на папском престоле после непонятого миротворца стал немец Йозеф Ратцингер).

А, во-вторых, в последние дни как-то слишком много говорят о возможности применения неконвенционального (то есть ядерного) оружия.

Западные политики, непосредственно вовлеченные в конфликт, считают, что этого не произойдет по многим рациональным причинам, но Маск как бизнесмен привык не преуменьшать риски и стремится их микшировать – что он и пытается сделать.

А как визионер считает, что видит больше, чем политики, привыкшие к рациональным схемам и ориентированные на уровень ВВП и инфляции к ближайшим выборам.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.3(18)