Пастухов: «Не думаю, что Путин въедет на федеральное собрание на белом коне»

Политолог — о том, сможет ли российская армия добиться каких-либо успехов к годовщине войны и что россиянам следовало бы сказать себе честно.

В феврале в России ожидается послание Владимира Путина к Федеральному собранию, митинг-концерт в поддержку Путина, День защитников Отечества и другие мероприятия. Владимир Пастухов считает, что ожидать чего-то сверхъестественного от этих мероприятий не стоит.

Владимир Пастухов

— В эти десять дней (от даты 12 февраля — С.) российская армия должна продемонстрировать какие-то сверхвыдающиеся успехи. Успех так или иначе кратен ресурсу, который удается под этот успех собрать. Мы видим, что, скорей всего, ресурса, достаточного до такого стратегического наступления — собрать не удалось, — говорит Владимир Пастухов в эфире Чисто конкретной политики. — Думаю, в этих условиях речь должна идти о многократном превосходстве в живой силе и в артиллерии.

В России превосходство в принципе есть, но оно не является таким подавляющим. А жизнь показала, что без подавляющего превосходства не получается. Она также показала, что в попытке наступать по старым граблям, которую продемонстрировали на днях ВС РФ под Угледаром, тоже не получается.

Медленный ползучий успех российской армии в последние месяцы был связан с тем, что, по сути, произошел тот же перелом, который произошел между первой и второй Чеченскими войнами, считает аналитик.

— Мне кажется, был определенный шапкозакидательский подход к ведению военной компании в Чечне в первом подходе, когда они как на марше пытались взять Грозный, двигались колоннами. Вторая война была уже совершенно другой, потому что были маленькие мобильные группы, зачистки, то есть как-то приспособились и в результате дожали.

Здесь, после относительного поражения в феврале-апреле прошлого года и после неудач августа-сентябре, тоже приспособились действовать малыми штурмовыми отрядами при массированной поддержке артиллерии. В общем они как рой пчел: научились атаковать и достигать своего. Но вдруг у них случилась какая-то амнезия, и они почему-то рассчитывали, что она же случилось у вооруженных сил Украины.

Пастухов подчеркивает: у украинскй армии, в отличие от российской, амнезии не случилось, и как только ей дали шанс, она продемонстрировала, что возвращение к валирийской тактике ни к чему не приходит.

Белый конь без наездника. Иллюстративный снимок

— Я не думаю, что за эти десять дней ситуация каким-то стратегическим образом изменится и Путин въедет на федеральное собрание на белом коне и скажет, что дарит левый берег Днепра или еще что-нибудь.

У меня нет больших ожиданий от этих мероприятий, потому это те мероприятия, которые и проводить бессмысленно, и проводить нельзя. Есть законы бюрократической машины, пропаганды, идеологическо-психологиской накачки — их никто не может игнорировать, в том числе те, кто управляет этими процессами. Я ожидаю, что будут какие-то эмоциональные крики Путина в духе: «Ребята, ведь мы можем сделать, да?».

Среди прочего, политолог ответил на вопрос читателя о том, что делать россиянам с «национальной обидой», когда Россия проиграет:

— Россия в долгосрочном плане не проиграть эту войну не может. Россия вляпалась в историю не с Украиной, на самом деле Россия противопоставила себя цивилизованному миру, включая даже Китай, к которому она пытается примкнуть.

В истории пока не было примеров, чтобы кто-то при таком раскладе вышел победителем. На промежуточных стадиях, к сожалению, все зависит от воли и выдержки народа Украины и ВСУ. Мы понимаем, что им будет очень непросто.

Но украинский народ доведен до того состояния, когда он может сказать, что будет сражаться в полях, лесах, на улице. И они это делают уже год.

Когда Россия проиграет, у нее будет один путь: пройти через очень глубокое покаяние. Будет развилка: один путь — злобно затаиться, уйти еще глубже внутрь себя, накапливать слюну и думать: сейчас мы уйдем в катакомбы, но потом из них вылезем и всем отомстим. Однако, скорее всего, это будет такой проигрыш, что уже ниоткуда и никуда не вылезешь. Поэтому придется просто скукожиться, разложиться на атомы с этим чувством обиды.

Второй путь очень болезненный, он будет начинаться с вопроса: как же мы дошли до жизни такой? Его придется отматывать далеко-далеко назад за Путина. От Путина к Ельцину, от Ельцина к Сталину, от Сталина — к Ленину, затем — к бездарным царям.

Нужно будет переосмыслить огромный исторический путь и сказать себе честно: много было такого, где не хватило духовной работы, где есть чего стыдиться. Надо пройти через чувство стыда, к сожалению.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.9(52)