Пастухов: Главная ошибка года – наступление ВСУ на Южном фронте

Политолог Владимир Пастухов – о том, как в уходящем году изменилась ситуация в войне между Украиной и Россией.

– Главным политическим событием уходящего года и главной его ошибкой для меня, безусловно, является наступление ВСУ на Южном фронте в Запорожской и отчасти Херсонской областях, – пишет Пастухов. – Его неудача предопределила тот политический расклад, внутри которого предстоит развиваться другим событиям в течение следующего года. Расклад этот в целом не катастрофичный, но неблагоприятный для Украины.

Владимир Пастухов

Во-первых, неуспех наступления превращает позиционную многолетнюю войну из гипотетической возможности в почти неотвратимую необходимость, что, в свою очередь, делает актуальной для Украины дополнительную масштабную мобилизацию, а также резко увеличивает и без того гигантскую зависимость страны от гарантированных долгосрочных поставок вооружений (которые, как оказалось, совсем не гарантированы).  

Во-вторых, неуспех наступления превращается в дополнительный триггер смены парадигмы в восприятии войны на Западе.

Мы онлайн наблюдаем переход от острого восприятия агрессии против Украины как экзистенциального вызова всему западному сообществу, требующего немедленной и полномасштабной реакции, к сдержанному восприятию «этой войны» как одного из многих локальных хронических конфликтов, в принципе не имеющих решения в краткосрочной перспективе, стоящего в одном ряду с карабахским или ближневосточным кризисами.  

 Сказав все дежурные слова о том, что ни разу не являюсь военным экспертом, полагаю все же, что, как и любой другой человек, я имею право на собственное мнение по данному вопросу, и это мнение  как раз и сводится к тому, что попытка ВСУ организовать наступление была крупнейшей стратегической военно-политической ошибкой руководства Украины в прошедшем году.     

Стратегическое наступление в наиболее ожидаемом и поэтому наиболее укрепленном направлении без создания многократного качественного и количественного превосходства сил и при абсолютном доминировании противника в воздухе – это авантюра.

Ее неуспех является не случайностью, а закономерностью. Ее цена – переход инициативы к противнику, что мы и видим пока на авдеевском направлении (неважно, что пока это такая же безрезультатная мясорубка – оценка когнитивных способностей русского генштаба не является целью этой заметки), но можем увидеть и в других местах.    

Разумной альтернативой этому авантюрному плану наступления был бы переход уже весной 2023 года Украины к стратегической обороне по всей линии фронта, что провоцировало бы русскую армию на то, чтобы самой пытать счастья в наступлении, открываясь для эффективных локальных контрударов ВСУ. 

В любом случае шло бы накопление ресурсов и обучение личного состава вместо сжигания ресурсов и истребления личного состава. 

Оговорюсь, что, на мой взгляд, эта ошибка вряд ли может быть поставлена кому-то в вину персонально. Во многом она была предопределена объективным ходом конфликта и вытекала из всех ранее принятых решений, что, к сожалению, не отменяет негативных последствий, которые она будет иметь в будущем.

У меня нет оснований подозревать руководство Украины в глупости или недальновидности – успехи кампании 2022 года являются доказательством обратного. Обреченное на неуспех наступление было той вынужденной, «запланированной» ошибкой, которой невозможно было избежать, не садясь в машину времени и не отматывая пленку истории на несколько месяцев назад.  

Команда Зеленского попала в 2023 году в ловушку, которую, впрочем, сама же себе и оборудовала годом ранее. Весной 2023 года она уже не могла позволить себе политически принять какое-то другое решение, чем то, которое было в итоге принято.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.1(28)