Общество
Ольга ПРУДНИКОВА, фото Василия СЕМАШКО, «Белорусские новости»

Освальд не убивал Кеннеди

В 60-е годы прошлого века ныне известный ученый Эрнст Титовец — профессор, доктор биологических наук, руководитель группы изучения ишемии и отека головного мозга РНПЦ неврологии и нейрохирургии, автор 15 изобретений и патентов, около 200 научных публикаций — был студентом столичного мединститута, страстно любившим английский язык.

Именно на почве этого 50 лет назад он познакомился с еще одним юношей — Ли Харви Освальдом, в последствии ставшем известным, как убийца американского президента Джона Кеннеди.

Пару месяцев назад Эрнст Титовец, «самый близкий друг Освальда в Минске», издал книгу на английском языке о своем знаменитом американском «френде» «Освальд: русский эпизод», которая, как надеется автор, в ближайшее время выйдет в широкий «прокат».

— Эрнст Петрович, когда и почему вы начали писать книгу?

— До распада СССР я даже не думал этим заниматься: во-первых, писал кандидатскую и докторскую, а во-вторых, в «совке» четко сработал механизм забывания — все искренне поверили, что нет и не было такого события, как убийство Кеннеди. А когда после 1991-го в страну хлынул поток американцев, я узнал, что в США эта тема по-прежнему актуальна. Официальная версия была такова, что Кеннеди убил «сумасшедший» Ли Харви Освальд, да и в целом, взгляд на его личность отличался от того, с чем я был знаком.

Я беседовал с обычными американцами — оказалось, они на моей стороне и считают, что мир должен узнать и другую точку зрения. Кроме того, для нашей страны это было сложное переломное время от социализма к капитализму, мы все должны были осознать, кто мы. Это было очень похоже на то, как себя чувствовал, попав в СССР, сам Освальд. Потому я решил заняться этой работой.

— Вы закончили писать в 1999 году, однако лишь недавно опубликовали книгу. С чем связана задержка?

— Сразу после написания книги я по совету друзей обращался к английским литературным агентам, которые все как один поначалу заинтересовывались книгой, а затем начинали что-то мутить и тянуть. Тогда-то я и понял, что на Западе эта книга никогда не выйдет именно из-за тех выводов, которые сделаны там. Это не паранойя, а реальные факты, складывающиеся в весьма интересную историю вокруг этого издания, которая еще не закончилась. Меня отслеживали, с моего компьютера через интернет были стерты все файлы, имеющие отношение к Освальду, а затем было отклонено мое предложение приехать с докладом на конференцию в Далласе, посвященную убийству Кеннеди, у меня просили продать мои магнитофонные записи диалогов с Освальдом…

После всего этого я решил пытаться издать книгу здесь и нашел частное издательство, которое согласилось это сделать. Сейчас издан пробный тираж в 1000 экземпляров, я рассылаю книги исследователями и писателям в этой области, жду отзывов, а также ищу издательство, которое сможет издать больший тираж и заняться распространением этой книги…

— Известно, что Ли Харви Освальд с 1959 по 1961 год трудился на минском радиозаводе слесарем. О нем часто рассказывают его сослуживцы. Но вы-то как с ним познакомились?

— У меня с детства и на всю жизнь сохранилось увлечение английским языком. Причем весьма серьезное — так, еще на первом году обучения в мединституте я экстерном сдал весь курс английского. И как-то мне знакомые рассказали, что в нашем тогда еще маленьком городе Минске, где и не с кем-то было поговорить по-английски, объявился американец. Я упросил познакомить меня с таким «дефицитом». Осенью 1960-го меня пригласили в гости, где был и Освальд. Он оказался очень интересным человеком, у нас появилась даже какая-то психологическая совместимость, к тому же мы были одногодками — потому начали тесно общаться.

— Освальд как обычный турист прибыл в СССР и решил остаться у нас. Ему было в этом отказано. Тогда он вскрыл вены. Приняли решение разрешить ему остаться. Официальная причина такого его желания остаться в СССР — увлечение марксизмом. А вы как думаете, сам ли он захотел остаться?

— Его увлечение марксистской теорией — как раз не официальная версия его приезда в Советский Союз, а самая что ни на есть настоящая причина этих его действий. Официальная версия — то, что он такой весь шалтай-болтай, неизвестно зачем чудил и переехал в «совок», а потом также из-за своей ненормальности убил президента США. Он же приехал сюда молодой, окрыленный ученьями Маркса, верящий в светлое будущее социализма, с желанием научится этим идеям на своей шкуре. Однако он быстро разочаровался в социалистической доктрине и нашем укладе жизни. Он говорил: «Вы живете как рабы, вы много не знаете»…

— И что же ему так не понравилось в Советском Союзе?

— С позиции своего американского менталитета он видел абсурдность в огромном количеств политсобраний на заводе в рабочее время, в наших поездках на помощь колхозам, в перевыполнении плана, которое могло повлечь, по его мнению, крах экономики, и даже в слишком многочисленных изображениях Ленина и Сталина повсюду.

Стоит заметить, что разочаровался он и в капитализме. Потому и создал свою систему госустройства, которую назвал афинской системой — она объединяла все самое лучше и от капитализма, и от социализма. Этим он, как отмечают многие исследователя, опередил свое время. Словом, был он весьма незаурядной личностью.

— Это противоречит отзывам некоторых историков о Ли Харви Освальде как о некоем дурачке-неудачнике…

— После убийства Кеннеди между США и СССР шла активная переписка с целью прийти к какой-то единой позиции в этом вопросе, найти какое-то компромиссное решение. Был проведен обмен документами, в одном из рассекреченных документов была изложена такая версия для общественности, будто Освальд был несбалансированной личность, то есть, психически ненормальным. У нас эту версию подхватили и активно распространили…

Однако это совсем не так. Освальд встречался с психиатром еще в США — из-за того, что прогуливал классы (там с этим очень серьезно было). Тогда врач признал его абсолютно нормальным, более того — человеком с выдающимися способностями. Кроме того, перед поездкой в СССР он работал оператором на секретном аэродроме — не думаю, что его бы туда допустили без еще одного обследования. Да и у меня был опыт психиатрии — и согласно моим наблюдениями, а также словам моих коллег-психиатров, он абсолютно нормальный. Так что такая версия была распространена только с целью очернения Освальда и попытками доказать, что он — сумасшедший, который способен убить президента.

— Естественно, за Освальдом следили спецслужбы. А вы и другие его знакомы тоже были под наблюдением?

— Такая уж работа у служб безопасности — следить за иностранцами, да и вообще за всеми. Так что он был под более чем пристальным вниманием. Об этом свидетельствует хотя бы тот район, куда его поселили — дом по улице Коммунистической: рядом работа, иняз, оперный театр (а он любил музыку), все необходимые магазины. Словом, была создана такая обстановка, при которой ему и не нужно было особо перемещаться. Кроме того, как он мне рассказал и показал, в квартире у него были понаставлены «жучки» — так что органы были прекрасно осведомлены о том, что происходило у него дома.

В остальном спецслужбы работали так профессионально, что ни я, ни другие наши общие с Освальдом знакомые слежки не замечали. Правда, после убийства Кеннеди меня вызвали в ректорат, где незнакомые люди задали пару вопросов, а затем сказали: «Идите работайте и не распространяйтесь об Освальде»…

— А лично вам, как близкому другу американца, не предлагали сотрудничество с КГБ?

— Проявите фантазию — я мог бы быть и в ЦРУ, и ФБР, и ГРУ, и КГБ, а мог быть и двойным агентом! Но нет. В моей вербовке не было необходимости. Им было проще получить всю информацию о нем при помощи других способов и источников. Мне же он был интересен и ценен именно из-за английского языка. К тому же, меня стоило только попросить, и я бы с удовольствием рассказал о своем друге — правду.

— Вы поддерживали связи с Освальдом после его отъезда в США?

— Да, причем, по его инициативе. Мне казалось, что распрощались, пообещали, как обычно это делается, но не выполняется, писать — и всё. Но он первый начал писать. Ему, видимо, важно было поддерживать контакты со своим товарищем из СССР. Наша переписка продолжалась до последнего момента — убийства Кеннеди, а затем и самого Освальда…

— Раз вы держали связь до последнего, то не могли не заметить каких-то изменений в его настроении…

— Изменения были, но никак не связанные с намерениями убить президента. После возвращения в США он занимался руководством Общества по защите Кубы. Думаю, из-за этого и начали вокруг него сгущаться тучи — это было видно по подтексту его посланий. Но за полгода до убийства Кеннеди он написал, что собирается вернуться в Советский Союз, они с женой уже подали прошение, пообещал лично привезти интересующие меня научные книги…

— По-вашему, мог ли Освальд действительно убить Кеннеди?

— Он был мирным по своей натуре человеком. Знаете, всегда чувствуешь в человеке агрессию. А в нем ее не было даже когда мы в шутку дрались. Есть ряд примеров конфликтов, которые могли дойти до рукоприкладства, но он решал их спокойно. Освальд поразительно любил детей — не так как мы умиляемся ими в молодости, а зрело, как это делают люди уже в моем нынешнем возрасте. Я успел хорошо узнать его личность, бывал с ним в самых разных ситуациях, и могу заявить, что Освальд никогда не убивал Кеннеди. Да, порезать вены, чтобы остаться в стране его мечты он мог. Но нажать на курок и убить президента, которого он, кстати, очень любил, он не мог!

— Почему же его выставили убийцей, а затем «убрали»?

— В то время шло нагнетание отношений холодной войны. После погашения Карибского конфликта силы, стоявшие за этим, не успокоились и решили продолжить череду конфликтов, способных привести к реальной войне. А что могло быть лучше, чем убийство американского президента человеком, приехавшим из СССР, человеком, являющимся приверженцем марксисткой идеологии? Ведь для простого американца марксизм и коммунизм — одно и то же, а коммунист — враг. Но организаторы, видимо, не смотрели дальше. Потому что когда начали изучать Освальда, появилось огромное количество информации, которая свидетельствует о том, что он не убийца. А не дали дойти делу до открытого судебного слушания, которого требовал народ, потому что Освальд был умным человеком, который бы разбил в пух и прах все обвинения.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)