Филин

Яна Соколова

Ошуркевич: Почему Лукашенко не видит смысла создавать искусственную оппозицию

Политический аналитик в интервью Филину — о будущем ликвидированных властями оппозиционных партий и о том, будут ли власти создавать искусственную оппозицию на стерильном поле.

Верховный суд 15 августа принял решение о ликвидации партии ОГП, которая была зарегистрирована Министерством юстиции еще в 1995 году. Это уже как минимум шестой иск Минюста Беларуси о ликвидации политической партии. Накануне была ликвидирована старейшая в Беларуси партия БНФ.

— То, что происходит с оппозиционными партиями, — это вполне нормальный процесс для той ситуации, в которой сейчас оказалась Беларусь, — комментирует ситуацию в интервью Филину политический аналитик Татьяна Ошуркевич. — Речь даже не про какую-то угрозу режиму.

Сейчас сложно представить, что внутри страны возможны хоть какие-то оппозиционные движения. Тут речь скорее про демонстративную месть.

Татьяна Ошуркевич

Можно вспомнить, что в ответ на санкции в 2021 году в Беларуси уже происходило закрытие НГО, силовики приходили в различные СМИ. Уничтожение гражданского общества — это, к сожалению, нормальная реакция для режима Лукашенко.

Происходящее сейчас — продолжение этой цепочки. Уничтожать будут все, что можно, просто потому, что этот процесс уже запущен. Зачем его останавливать?

Лукашенко таким образом показывает свою позицию: он, мол, хозяин положения, и если западные страны не ведут с ним разговор, то вот, пожалуйста, они получат такой ответ в качестве закрытия всего, что еще возможно закрыть.

При авторитарном режиме невозможны какие-либо демократические изменения и нет предпосылок для развития новых НГО и функционирования оппозиционных партий. При смене режима, естественно, мы скорее всего увидим возвращение НГО, демократических инициатив и возвращение к жизни оппозиционных партий.

— Будут ли власти после уничтожения всех оппозиционных партий создавать искусственную оппозицию на стерильном поле?

—  Я пока не вижу смысла для Лукашенко создавать контролируемую оппозицию, потому что репрессии сейчас достигли такой силы, что всем понятно: правитель не претендует на то, чтобы играть в какое-то подобие демократии.

Он вполне громко и откровенно заявляет: раз вы не хотите играть по нашим правилам, не хотите подстраиваться под мои условия, не трогать мою власть и делать вид, что у нас все хорошо, то я не буду играть по вашим.

Контролируемая оппозиция нужна в том случае, если ты как авторитарный правитель желаешь найти какие-то точки соприкосновения с западными странами. Ты хочешь подыграть им, создать видимость, будто все в стране хорошо.

Сегодня понятно, что такие шаги ни на сколько не приблизят Лукашенко к цели снятия санкций, значит, делать что-то подобное нет смысла.

Может быть, в какой-то момент власть к этому придет и в качестве попытки прощупать почву готовности стран Запада к диалогу сделает что-либо подобное, но пока этому нет никаких предпосылок, потому что репрессии раскручиваются и не видно, чтобы что-то их могло остановить.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.3(32)