Филин

Анна Ваниславская

Ольшевский: «Такова концепция системы образования Беларуси до 2030-го года — уничтожить все частное образование»

Преподаватель пояснил «Филину», к чему приведет запрет на оказание услуг по дошкольному и специальному образованию для ИП.

В Беларуси хотят отредактировать Кодекс об образовании. Об этом стало известно из обоснований Национального центра законодательства и правовых исследований, в которых говорится о необходимости подготовить законопроект.

Как сообщает Зеркало, власти хотят исключить индивидуальных предпринимателей из числа «субъектов образовательных отношений из разделов дошкольного и специального образования Кодекса Беларуси об образовании». По всей видимости, в случае принятия этого предложения ИП не смогут оказывать услуги по дошкольному и специальному образованию.

О последствиях возможного изменения законодательства Филин поговорил с преподавателем Сергеем Ольшевским.

Сергей Ольшевский

Это значит, что власти решили избавиться не только от частных школ, но и от негосударственных детских садов. Будут пытаться вносить всяческие изменения для того, чтобы люди не могли работать. С другой стороны, посмотрим, как они будут решать проблему того, что не все дети могут быть обеспечены садами.

— Специалисты, работающие в сфере специального образования как ИП, помогают детям с особенностями развития. Государственная система не удовлетворяет потребности таких детей, поэтому многие родители обращаются за помощью к специалистам, которые работают в частном порядке.

То есть, специалисты, которые не смогут работать как ИП, должны будут оформить юрлицо и платить большие налоги, либо им придется уходить в тень?

Первое ключевое, что вы в вопросе сформулировали, это деньги. Государство, скорее всего, смотрит на это все как на деньги, оценивая объем того, сколько люди тратят на альтернативное государственному образование. Власти думают: ого, эти деньги нужно отнять нам.

Конечно, с одной стороны, может оказаться так, что при школах и детских садах будут созданы все условия для того, чтобы логопеды и прочие специалисты были оформлены там, и на основании хозподрядной деятельности оказывались такие услуги. Но думаю, что они на это не пойдут, потому что такая мера вызовет очередную волну недовольства.

Представьте: родители несут в школу деньги, чтобы с их детьми занимались дополнительно. Тезис про бесплатное образование сразу развалится, поэтому не думаю, что власти пойдут на этот сценарий.

Соответственно, они, скорее всего, откроют ставки для логопедов и иных специалистов и попытаются привлечь их в школу для того, чтобы организовать занятия за счет бюджета. Но с учетом того, через какие испытания, собеседования и прочее проходят эти специалисты, не думаю, что все они выстроятся в очередь в школу. Соответственно, у них будет стоять задача поиска альтернативных путей.

К сожалению, мне сейчас сложно сказать, потому что более двух лет я не живу в Беларуси, есть ли возможность для каких-то альтернативных способов, но, если бы я был логопедом, и мне бы запретили оказывать услуги, я бы просто назвал это по-другому и занимался бы ровно тем же. Назвал бы не занятия по корректировке дефектов речи, а, например, «учимся говорить красиво».

Бизнес все равно будет искать пути выхода из этой ситуации. Но ничего хорошего для конечного потребителя власти этим изменением не сделают.

Когда они введут норму, определенный промежуток времени будет дефицит перечисленных услуг в сфере специального и дошкольного образования. Потом рынок все отрегулирует, и в конечном итоге за разницу в стоимости и разницу в подходах заплатят родители.

— Детские сады по-прежнему предлагают платные занятия для детей: танцы, рисование, подготовка к школе, английский язык. Почему бы не ввести другие занятия на платной основе?

— Никто из этих специалистов, которые работали как ИП, не согласится на снижение своей ставки. Например, его ставка сейчас 10 условных единиц в час, максимум, что могут ему предложить в госучреждении, — два рубля в час. В 15 раз снижение цены — вы пойдете на такое?

На самом деле специалисты, которые работают с детьми с особенностями развития, должны быть в детских садах, и это вопрос к системе, почему она не обеспечивает таких специалистов. Да, они дорого стоят и зарабатывают больше, когда работают сами на себя. Так может быть, в системе образования нужно платить достойные зарплаты, чтобы люди работали, а не кормить дармоедов, занимающихся изменениями законодательства, которое, по сути, ничего хорошего не принесет родителям?

Вероятно, стоит эти средства в детские сады направить, чтобы не по 500 рублей люди получали, а минимум по 2000 условных единиц, тогда будет очередь специалистов стоять и не нужно будет родителям платить дополнительные деньги на коррекционные занятия.

Тогда будет развиваться еще больше сфера дополнительных услуг, и мы просто будем развиваться сами по себе.  

Пока нет конкуренции, пока все специалисты уходят в частное образование, государственное не развивается, две системы между собой не конкурируют. Частное хоть какое-то качество дает, а государственное фактически качество не может обеспечить. И государство даже не пытается конкурировать ни за специалистов, ни за качество, поэтому это путь в никуда.

В качестве обоснования исключения ИП из сферы услуг по дошкольному и специальному образованию говорится: «практика применения законодательства о лицензировании показала, что ни один индивидуальный предприниматель Беларуси не смог обеспечить выполнение долицензионных и лицензионных требований к соответствующим образовательным программам». Как вы это оцениваете?

— Как человек, который читал все требования к лицензированию учреждений образования, скажу, что по моему предположению, ни одна школа в Беларуси не соответствует всем тем нормам и требованиям, которые к ним предъявляются. Вы во всех школах видели аквариум, который обеспечивает функцию эстетики? Между тем, он в перечне оборудования, которое обязательно должно быть в школе.

Представьте как ипешник может оформить учреждение дошкольного образования, чтобы оно соответствовало всем нормам, если ни одно учреждение образования, по моему мнению, этим нормам не соответствует. Поэтому практика их применения — это то, что власти взяли практику по уничтожению частного образования и ищут все возможные и невозможные причины, чтобы его закрыть.

Такова концепция системы образования Беларуси до 2030-го года — уничтожить все частное образование.

Бизнес будет пытаться выжить в любых условиях. Но поиск всяких законных способов, моделей и схем — это не формирование рынка, а уход от проблемы. И вместо того, чтобы начинать формировать рынок частных образовательных услуг, власти формируют рынок полулегальных образовательных услуг.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(16)