Немецкий эксперт по Беларуси: «Можно было просто открыть границы для всех, кто больше не хочет жить в этой системе»

Немецкий эксперт по Беларуси и бизнес-консультант Даниэль Крутцинна назвал страны, которые выиграли от релокации беларусов и высказал свое мнение по поводу санкций в отношении режима Лукашенко.

Даниэль Крутцинна. Фото: скриншот из видео на канале Свабода Premium

Крутцинна считает, что отток кадров из Беларуси и лишение возможности модернизации экономики через новые управленческие кадры из IT — одно из самых сложных, с чем сейчас столкнулась беларусская экономика. Помимо этого, беларусские компании потеряли возможность рефинансироваться на Западе, что всегда было ключевой частью беларусской бизнес-модели. Сейчас такая возможность есть только в ограниченной мере.

При этом эксперт считает, что в беларусском государственном секторе за последние 10-15 лет выросло новое поколение управленцев, которое понимает, в каких ограничениях сейчас работает беларусский бизнес — это не только переориентация рынков сбыта, но и ограничение доступа к технологиям, западному финансированию. И это не те управленцы, которые настроены только на освоение бюджетов сверху, а которые понимают, что компания должна производить конкурентный продукт.

По словам Даниэля Крутцинны, есть четыре центра, куда релоцируются беларусы.

— Первый — это Польша. Она очень сильно выигрывает на оттоке беларусских кадров и компаний, — говорит эксперт в интервью Свабода Premium. — Например, Польша сделала специальную программу для специалистов в IT-сфере.

И даже когда с территории Беларуси велась война в Украине, Польша не отказывала беларусам в переезде, потому что ей это экономически очень выгодно. По самым реалистичным, на мой взгляд, оценкам, минимум 30 тысяч крупных специалистов, в том числе IT и инвесторов, уехали в Польшу. Они плотно интегрировались в польскую инновационную систему, IT-экономику, средний бизнес.

Второй регион — это страны Балтии: Литва, Латвия, Эстония. Туда тоже уехало много бизнесов, которые, как и Польша, профицировали, но не в таком объеме.

Также многие беларусские компании переезжают на Кипр, где некоторые из них уже были инкорпорированы. А когда политическая ситуация стала менее стабильная, многие релоцировались. Возможно, команды или часть бизнеса осталась в Беларуси, но кооперативные центры релоцировались. Кипр тоже получил от этого громадный толчок в плане инвестиций.

Четвертая локация — это Португалия. Там тоже есть программа для IT и инвестиционных кадров, включая криптофонды и цифровую экономику.

Также эксперт поделился своим мнением насчет санкций в отношении Беларуси, которые вводятся с 2020 года.

— Наверное, у меня не очень популярное мнение. Но мне очень грустно смотреть, какими неэффективными и необдуманными были санкции от Запада. На мой взгляд, изначально посыл санкций должен был быть в том, чтобы не навредить народу, то есть очень точечными и быстрыми.

В 2020 году в ЕС ввели санкции, чтобы успокоить общественность, но не было серьезных стараний давить на третьи страны, чтобы на самом деле заморозить капитал приближенных к власти структур. Это показывает неэффективность и нежелание что-то делать.

Когда началась полномасштабная война, ситуация немного поменялась. Но в случае с Беларусью это было полтора года опоздания. За это время финансовые структуры адаптировались.

А те ограничения, которые идут сейчас, например, по «Белавиа», по пересечению границ, сложности с получением виз — все это, думаю, приведет к обратному эффекту. Это настраивает население против Запада, потому что оно страдает под этими санкциями.

Беларусы — люди квалифицированные, они легко интегрируются в рынок труда европейских стран. Можно было просто открыть границы для всех, кто больше не хочет жить в этой системе.

Санкции, которые касаются сырьевой отрасли, действуют на Беларусь еще больше, чем на Россию. Хотя основная беда в этом плане — это Россия, но по ней они не полностью эффективны. Это, конечно, еще одна долгая история о том, как сейчас третьи страны используют западные санкции. ОАЭ, например, покупают российскую нефть, а потом перепродают в Европу и зарабатывают на этом, — заключает Крутцинна.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(31)