Политика

Виктория Захарова

Можейко: «Желая Европе насолить, Лукашенко задействует всякие экзотические меры»

Аналитик – о том, будут ли эффективны объединенные санкции Европы и США в отношении Беларуси, и чем может ответить режим.

Фото Reuters

Одновременно с утверждением очередного, уже пятого по счету, пакета санкций Евросоюза против белорусского режима, новые ограничительные меры также приняли США, а к ним присоединились Канада и Великобритания.

Независимые аналитики полагают, что на сей раз белорусскому экспорту, а также банковской сфере и отечественному рублю серьезно не поздоровится.

– С одной стороны, уже приняты пять пакетов санкций, один серьезней другого. Но, с другой стороны, по-настоящему серьезными их назвать сложно, – отметил аналитик BISS Вадим Можейко в экспресс-комментарии «Салідарнасці». – Например, все, что касается персональных санкций – против Григория Азаренка или каких-нибудь силовиков, это вообще символические вещи: хорошо, что их ввели, но, по сути, они ничего политически не меняют.

Серьезные санкции – те, которые глубоко затрагивают экономические интересы белорусского режима, а кроме того, затрагивают сразу и секторально. То есть не просто какая-либо компания не может торговать с Евросоюзом, а за любые сделки с этой компанией санкции автоматически вводятся против любых других юридических лиц в мире. Все остальное – вещи достаточно формальные.

Вадим Можейко. Фото Радыё Свабода

Аналитик приводит в пример национального авиаперевозчика «Белавиа». Компания признала, что в связи с введением ограничений вынужденно сократила свой парк воздушных судов почти наполовину, разорвав отношения с лизинговыми компаниями в Евросоюзе. Но при этом к следующему лету «Белавиа» планирует закупить новые самолеты – в Китае, России, а также в европейских странах за пределами ЕС.

– Без секторальных санкций, к сожалению, ограничения пока всерьез не влияют на белорусский режим, – говорит Вадим Можейко. – И как мы видим, растет не только экономика, но даже экспорт белорусских товаров в Евросоюз, что, по-моему, наиболее наглядно свидетельствует о том, каково теперешнее влияние санкций.

Как мы видели по «Беларуськалию», дьявол кроется в деталях – когда выяснилось, что самые ходовые товары компании под санкции как раз не попали, а для тех, что попали, речь шла о будущих контрактах. Судя по всему, дело закончится тем, что «Беларуськалий» будет торговать через российских посредников – пусть и теряя на этом какой-то процент прибыли, но эти деньги не являются какой-то фатальной потерей.

То же самое относится к другим компаниям, попавшим в санкционные списки («Гродно Азот», «Белоруснефть», «Белшина» и прочие). Нужно смотреть, какой продукции касаются санкции, сколько продукции поставлялось в Европу и что будет, если эта продукция переориентируется на других поставщиков, другие страны, будет ли от этого какой-то реальный эффект.

– Со своей стороны, белорусские власти регулярно заявляют об «асимметричном, но адекватном» ответе на санкции ЕС – то говорят о переориентации экспорта, то угрожают, что перекроют газ. Какие ответные меры наиболее вероятны?

– Конечно, Беларуси не хватает какого-то серьезного инструмента в рамках обычной политики, чтобы каким-то образом наказывать Европу в ответ. Если Россия запрещает импорт товаров из ЕС, это оказывает влияние на европейских производителей, а у Беларуси просто не тот уровень.

Это приводит к тому, что, желая как-то Европе насолить, Лукашенко задействует всякие экзотические меры, такие, как миграционный кризис.

Из того, что Беларусь еще может задействовать, я бы ожидал, как бы это странно ни звучало, активизации контрабанды оружия и наркотиков. Потому что Лукашенко прямо неоднократно утверждал, что «мы больше не будем задерживать мигрантов, оружие и наркотики».

К тому же у Беларуси уже есть большой опыт контрабанды сигарет в Европу. Мы, конечно, постоянно видим новости, что эти сигареты останавливаются, какие-то фуры тормозят, изымают сигареты на миллионы евро. Но раз контрабанда продолжается, значит, в целом это экономически выгодно, и количество сигарет, которые все-таки попадают в Европу, больше тех, которые удается задержать.

Я боюсь, что, как и в случае с миграционным кризисом, Беларусь и дальше будет встраиваться в какие-то теневые потоки, с одной стороны, сама зарабатывая, с другой – создавая проблемы Европе.

Это кажется совершенной дикостью, но, глядя на миграционный кризис, вспоминая ситуацию с самолетом Ryanair, мы можем представить себе, куда движется ситуация и на что еще способен режим Лукашенко.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(46)