Комментарии
Андрей ФЕДОРОВ, naviny.by

Москва и Киев дерутся, а у Минска голова болит

Позиция Минска по поводу российско-украинского противостояния, хотя президент Беларуси это и отрицает, заключается в том, чтобы обе стороны услышали то, что хотят услышать.

Отсюда и столь противоречивые, но уместившиеся в одном предложении формулировки о том, что Украина должна оставаться единой, неделимой и целостной, но Крым де-факто сегодня — часть России.

Именно так 23 марта заявил Александра Лукашенко. Реакция сторон на такое заявление была разной. МИД Украины отозвал из Беларуси своего посла. А посол России в Беларуси выразил Лукашенко благодарность.

Отзыв украинского посла это само по себе достаточно скверно, но еще хуже то, что и в перспективе ничего хорошего для Беларуси в контексте конфликта Кремля с Киевом и Западом не просматривается.

Есть все основания полагать, что складывающаяся ситуация белорусскому руководству очень не нравится, поскольку оно увидело, какие грозные новые опасности появились на выбранном им пути евразийской интеграции.

Гипотетически на российско-украинском «фронте» возможны три основных сценария: возвращение к положению дел до начала российской вооруженной агрессии; консервация нынешнего состояния; дальнейшая эскалация конфронтации. Однако допущение, что Москва может устыдиться содеянного и отыграть назад, абсолютно нереально, поэтому имеет смысл рассматривать только два последних варианта.

Продолжение российской экспансии грозит Беларуси инкорпорацией

Предлагая Федеральному собранию принять закон о включении в состав России Крыма и Севастополя, Владимир Путин призвал не верить тем, кто кричит, что за Крымом последуют другие регионы: «Мы не хотим раздела Украины, нам этого не нужно».

Однако он сам незадолго до этого утверждал, что не рассматривает возможность присоединения Крыма, так что полагаться на такого рода заверения едва ли оправданно. Тем более что командующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Филипп Бридлав сообщил о концентрации российских войск у украинских границ. По словам генерала, их численность настолько велика и войска так хорошо подготовлены, что они могут попытаться совершить бросок в направлении Приднестровья.

Возможно, впрочем, что при расширении российской агрессии Беларусь и не будет втянута в нее напрямую. Но вот в том, что от нее настоятельно потребуют демонстрации лояльности, сомневаться не приходится. Едва ли можно представить, что воюющая страна позволит ближайшему союзнику как ни в чем не бывало поддерживать сотрудничество со своим врагом.

Во всяком случае, уже на сегодня неоспоримым фактом является наращивание на белорусской территории российской авиационной группировки.

Кроме того, в случае продолжения агрессии против Украины Запад непременно ужесточит санкции против крупнейших государственных компаний России. А так как подавляющее большинство их интегрировано в белорусскую экономику, то удар придется и по ней.

Но, самое главное, в этой ситуации Кремль, осознавая, что его имидж безнадежно испорчен, вполне может сделать следующий шаг и в порядке «собирания исконных русских земель» инкорпорировать и Беларусь.

Предлог для этого, кстати, совершенно не обязательно будет аналогичен украинскому — можно, скажем, обвинить местный режим в отсутствии демократии. При этом нет ни малейшей уверенности, что белорусские вооруженные силы хотя бы попытаются оказать сопротивление.

Более «мягкий» вариант ударит как минимум экономически

Если Россия все же решит ограничиться оккупацией Крыма, то угроза поглощения Беларуси несколько отодвинется. Но и тогда перспективы отнюдь не выглядят лучезарными.

Во-первых, украинский кризис придал второе дыхание НАТО. Заместитель генерального секретаря организации Александр Вершбоу высказал мнение, что «коллективная оборона может стать более приоритетной, чем некоторые миссии, которыми альянс занимался после окончания холодной войны».

То есть США и их европейские союзники вновь займутся сдерживанием России. Что не лучшим образом отразится и на ее ближайшей союзнице Беларуси.

Далее, даже без западных санкций на стагнирующую экономику России ляжет очень солидная нагрузка. Так, по оценке Finmarket.ru, «чтобы превратить Крым в российский регион, властям придется тратить примерно по $10 млрд. в год без учета расходов на строительство инфраструктуры. Дотации кавказским республикам останутся далеко позади — каждый крымчанин обойдется России примерно в 100 тысяч рублей ежегодно».

Посему следует ожидать сокращения российских дотаций Минску. Недавно замминистра финансов России Сергей Шаталов заявил о неготовности значительно увеличивать субсидии Беларуси и Казахстану при создании Евразийского экономического союза, что вызвало негативную реакцию в Минске. Не слышно что-то в последнее время и об обещанном ранее российским руководством кредите в два миллиарда долларов.

Наконец, к упомянутым политическим проблемам с Украиной необходимо добавить экономические.

Так, в январе импорт оттуда в Беларусь уже сократился по сравнению с предыдущим годом на 38,5%, белорусский экспорт на Украину — на 6,3%. К тому же сейчас Киев будет активно модернизировать свои вооруженные силы, так что средств на закупки, в том числе и белорусской продукции, будет существенно меньше.

Таким образом, ни при каких обстоятельствах позитивных перспектив для Беларуси в связи с конфликтом между Москвой и Киевом не видно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)