Филин

Яна Соколова

Мацукевич: «Великая дружба Лукашенко с Китаем находится в полной зависимости от настроения Кремля»

Старший исследователь Центра новых идей Павел Мацукевич в интервью Филину — об итогах визита правителя в Пекин.

Павел Мацукевич

— Западные эксперты в визите Лукашенко в Пекин видят политическую подоплеку. военный историк, офицер Генштаба австрийской армии Маркус Райснер в интервью «Немецкой волне» предположил, что, возможно, Лукашенко пытается путем каких-то объяснений в Пекине удержать свою страну от участия в конфликте России и Украины. Интересно ваше мнение на этот счет.  

— Думаю, что в первую очередь речь идет об интересах власти — Китай для Лукашенко — это возможность сохраниться как суверену, не раствориться в России до руководителя края. Многие ведь считают его марионеткой, директором кремлёвского филиала, а тут Китай, который является ядерной державой, одним из мировых центров силы, первой экономикой мира по ВВП, принимает его с визитом как полноценного главу государства.

Поступая так, Пекин формально демонстрирует, что воспринимает Лукашенко в качестве суверенного главы государства, а Беларусь — как вполне себе независимое суверенное государство. Приняв Александра Лукашенко на таком уровне, китайцы, конечно, ему очень сильно потрафили.

Сомневаюсь, что визит связан напрямую с войной в Украине. Конечно, Лукашенко был бы только «за» примазаться к плану мирного урегулирования, который накануне представил Си Цзиньпин.

Недаром он пел ему столько дифирамбов на встрече с китайскими журналистами. Для Беларуси, конечно, было бы идеальным вариантом поменять роль соучастника и военного плацдарма на переговорную площадку. Только я думаю, что пока китайский план льет воду на мельницу Кремля.

— Политический обозреватель Александр Фридман полагает, что поддержка Китая, которой добивается Лукашенко, имеет для Беларуси двоякое значение. Первое: она может еще больше стабилизировать режим и тем самым снизить шансы на демократические перемены — даже в случае военной победы Украины.

Второе: она же может позволить Беларуси пройти через эпоху войны в качестве независимого государства (пусть и в сегодняшней ограниченной форме) и не стать жертвой российского реваншистского проекта. Какой вариант вы видите более реалистичным?

— Я бы не рассматривал Пекин именно как стабилизатора режима. По крайней мере, китайцы точно не станут вводить свои войска в Беларусь, если трон станет уходить из-под Лукашенко в сторону демократических сил.

С помощью Китая Лукашенко пытается снизить свою зависимость от Кремля и избавить себя от российских посягательств на «любимую». В этом, на мой взгляд, главная функция Пекина в глазах официального Минска.

Думаю, что, несмотря на мирный план Китая, война России и Украины выгодна Пекину. Через нее Москва попадает в зависимость к Китаю, а Запад, по крайней мере, Европейский союз ослабевает и потенциально может стать более сговорчивым по интересующим китайцев темам. Например, Тайваню.

Полагаю, что, если и когда у российской агрессии начнет заканчиваться топливо, Китай дозаправит в той степени, конечно, чтобы не довести до ядерной войны. Война ставит под угрозу глобальный китайский проект «Один пояс — один путь», но пока только какие-то из его сухопутных маршрутов. Однако, во-первых, не все, а вторых — все равно основной массив мировой торговли идет по морю, а не по суше.

Китай брал на себя обязательства поддерживать белорусские усилия по обеспечению суверенитета, они прописаны в самом первом документе — соглашении об установлении дипломатических отношений между Беларусью и Китаем 1992 года. Готов ли будет Китай реально вписаться за суверенитет Беларуси, воспрепятствовать возможной российской агрессии?

На сегодняшний день я в этом сомневаюсь. Но Лукашенко работает над этим, пытаясь организовать для себя, а заодно и Беларуси, китайскую стену.

Я думаю, что Россия прекрасно понимает, чем занимается Лукашенко в Китае и чего он добивается. Просто пока Кремль может себе позволить смотреть на это спокойно. Дело в том, что вся торговля Беларуси с Китаем осуществляется транзитом через российскую территорию — все альтернативные пути доставки перекрыты санкциями. На сегодняшний день Москва в любой момент может перекрыть весь белорусский экспорт как кран.

Великая торгово-экономическая дружба с Китаем, которую холит и лелеет Лукашенко, находится в полной зависимости от настроения Кремля.

— Американский Институт изучения войны пишет, что Лукашенко и Си Цзиньпин подписали 1 марта пакет из 16 документов, которые могут содействовать уклонению России от санкций путем направления китайской помощи России через Беларусь.

По мнению аналитиков ISW, Лукашенко, «возможно, также имеет намерение этими соглашениями поддержать свои давние усилия по укреплению китайского экономического влияния на Беларусь, чтобы застраховаться от российского интеграционного давления». Как вы оцениваете эту версию?

— Как противоядие от влияния России — несомненно. Минск, в частности, пытается нарастить поставки в Китай, чтобы уйти от монопольной зависимости от российского рынка. Думаю, что это одна из центральных задач. Есть результаты. Объемы торговли растут, Китай стал вторым после России торгово-экономическим партнером Беларуси. Но масштабы еще не те.

Белорусский экспорт в Китай за год меньше, чем белорусский экспорт в Россию за месяц. Вот и вся математика.

Китай рассматривал Беларусь как ворота в Европу. После всех известных событий ворота заржавели. Однако возникли другие возможности. Беларусь может использоваться китайскими компаниями как каналом для попадания в российские программы импортозамещения.

Для Китая, конечно, это чих, но для конкретных китайских компаний это может быть интересно.

Версии об обходе санкций за счет Беларуси не лишены изъянов. У Китая есть общая граница с Россией — зачем делать гигантский крюк, тем более что маршрут так или иначе проходит по российской территории. Есть центральноазиатские республики по соседству с Китаем и Россией, которые, в отличие от Беларуси, не под санкциями — можно вполне использовать их в качестве каналов доставки любых товаров из Китая в Россию и наоборот.

— Ранее ISW писал о том, что Китай может тайно переправлять в Россию через Беларусь военную технику или технику двойного назначения.

— Китай это может делать и напрямую, и через страны, которые не находятся под санкциями. Сейчас к Беларуси приковано слишком пристальное внимание — и потому что плацдарм, и потому что под санкциями.

Совместные проекты в военной сфере — это вполне может быть. Такой опыт был, и он возможен, но для них нужно время.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.9(20)