В итоге нельзя сказать, что фондовые индексы сегодня совсем утратили смысл, но обычную роль индикатора или барометра здоровья экономики в России они почти не выполняют.
Крук: Объявление мобилизации потребительское поведение россиян может изменить
Экономист Дмитрий Крук объяснил, какие индикаторы отражают реальное положение дел в российской экономике.
На открытии торгов 21 сентября индекс Московской биржи снизился на 9,61%. Это минимальный уровень с 24 февраля этого года.
Индекс РТС, являющийся одним из главных индикаторов состояния российского фондового рынка, упал на 11,81% — новый минимум с 18 августа.
Падение индексов произошло после объявления президентом России Владимиром Путиным о проведении частичной мобилизации.

Старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук объяснил Филину, почему данные Московской биржи не отражают реальное положение российской экономики, а также о возможных вызовах для Беларуси.
— Похожая ситуация наблюдалась на российском фондовом рынке в первые дни войны. Насколько серьезна ситуация сегодня и чем она отличается от февральской?
— За последние полгода российские фондовые рынки и финансовая система вообще отмежевались от всемирной финансовой системы. Более того, если смотреть на внутрироссийскую ситуацию, экономическая динамика там основывается на эффектах самоограничения, масштабного сокращения импорта. И это влияет на внутреннюю динамику.
И говорить, глядя на них, что это важный индикатор, указывающий на то, что происходит сейчас или будет происходить вскоре в отношении финансовой системы или экономической активности, не приходится.
Вчерашнее падение на бирже было реакцией на объявление мобилизации, но из этого мало что проистекает. И если говорить о Беларуси в контексте происходящего в России, то на нашу экономику прежде всего влияет спрос на российских рынках. А его, повторюсь, сложно измерить этими индексами.
На белорусскую экономику могло бы повлиять и то, если бы эта ситуация каким-то образом отразилась на курсе российского рубля, доллара и евро. Но тут, снова же, царят вышеперечисленные тренды: масштабное сокращение импорта, так называемое импортозамещение, продолжающие действовать на российском рынке запреты, смещение фокуса на внутреннем потреблении.
Все это более важные вещи.
— На какие индикаторы в таком случае нужно обратить внимание, чтобы узнать о реальных проблемах в экономике России — актуальных или ожидаемых?
— Как на самый главный индикатор я бы смотрел на динамику ВВП. Сейчас он ведет себя значительно лучше, чем многие ожидали на фоне таких масштабных санкций.
Как раз мобилизация и связанная с ним история может повлиять на потребительское поведение россиян. Потребление может просесть, потянув за собой ВВП. Это самое важное, как мне кажется.
Кроме того, на данный момент важным фактором в российской экономике является дефицит бюджета. Потому что финансирование бюджетных расходов, в том числе и напрямую связанных с войной, создают ситуацию дефицита, что оказывает влияние на тот же обменный курс. И что важно, дефицит может влиять и на динамику ВВП.
И это уже напрямую оказывает влияние на Беларусь — если российский ВВП будет проседать все глубже, это повлияет на спрос на белорусские товары на российском рынке.
В случае с обменным курсом мы не один к одному, но во многом следуем за траекторией курса российского рубля. Таким образом, показатель дефицита бюджета в проекции на обменный курс — это также важный момент.
В качестве потенциально важной новости я бы рассматривал идущие в России обсуждения изменения бюджетных правил, призванные снизить дефицита бюджета. Это может привести к обесцениванию российского рубля. России это даст рост доходов бюджета, а для нас это очень важно тем, что отразится на динамике курса.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное