Политика

Наталья Север

Котов: «Режим не ожидает не то что прорыва в европейском направлении, но даже мало-мальского потепления»

Политолог объяснил, что стоит за увольнением беларусских послов в ряде стран: рабочий процесс или эскалация в отношениях.

Анатолий Котов

Лукашенко освободил от должностей послов сразу в четырех странах: Швеции (по совместительству Норвегии), Финляндии (по совместительству Дании), Германии и Кыргызстане.

— С одной стороны, это рабочая процедура, послов рано или поздно нужно менять, Беларусь обычно держала на одном месте дипломатов по 4-5 лет, редко дольше, — объясняет в экспресс-комментарии «Салідарнасці» Анатолий Котов. — Но в данном случае практически все послы занимали свои посты по 6-7, а то и больше лет.

Их держали, можно сказать, до последнего, потому что понимали, что ни одно из упомянутых европейских государств в текущей ситуации новых послов не согласует. Агремана выдано не будет.

Уже ведь были попытки, но, например, Италия не дала агреман на назначение послом пресс-секретаря МИД Анатолия Глаза.

Да и сами европейские страны, очевидно, не горят желанием назначать своих послов в Беларусь. В настоящее время такое назначение можно расценивать исключительно как жест доброй воли с их стороны.

И такой жест был продемонстрирован только двумя странами цивилизованного мира — Швейцарией, когда был обмен на освобождение Наталья Херше, и Венгрии. Других европейских послов в Беларуси нет. 

— Послы стран ЕС стали покидать Беларусь с 2020 года. Почему официальный Минск так долго затягивал этот процесс, даже передерживая некоторых дипломатов на своих постах?

— Вероятно, необходимо было сохранять какие-то контакты, пути для коммуникации на более высоком уровне.

Если рассматривать классические функций дипмиссий, то это торговля, но с Европой торговать в условиях санкций проблематично. Гуманитарная составляющая, работа с диаспорой — это тоже сейчас в Европе не работает. Ну и консульское обслуживание, которое очень серьезно ограничили.

Очевидно, до последнего надеялись на какие-то политические контакты. Но за последнее время ничего не улучшилось — как в отношениях между Беларусью и Европой в целом, так и с отдельными странами.

Швеция и Финляндия недавно стали полноправными членами НАТО. На какое дружелюбие с их стороны может рассчитывать страна, поддерживающая российскую агрессию против Украины, союзник РФ, которая сегодня представляет угрозу и для всей Европы, и для этих стран в частности?

То есть причин, для чего нужны послы в этих странах, просто не осталось. С одной стороны, это констатация факта, с другой, можно сказать, что режим не ожидает в ближайшее время не то что прорыва в европейском направлении, но даже мало-мальского потепления.

Диалога нет и не предвидится, перспективы взаимоотношений закончились. Прогнозов на улучшение ситуации нет никаких.

При этом сами европейские посольства как учреждения останутся. Но в большинстве персонал будет серьезно сокращен до нескольких дипломатов.

Кстати, если бы такой жест с массовым отзывом сделала РФ, это могло бы означать эксалацию в отношениях, вплоть до военных действий.

Про беларусские планы этого не скажешь. Но уже можно наблюдать и, полагаю, далее продолжатся раздражающие действия гибридного характера.

К уже наблюдаемым нелегальной миграции, контрабанде с целью обхода санкций, вполне возможно, добавится еще один элемент — привлечение уже выехавших беларусов для организации разного рода неприятностей в странах пребывания, через криминализацию, обход санкций, нелегальную миграцию, торговлю наркотиками.

Не исключаю, что этот инструмент может быть серьезно задействован.   

— С Европой понятно. А Кыргызстан?

— Там другая ситуация. Скорее всего, потребовалось освободить место для кого-нибудь из увольняемых в ближайшее время более крупных чиновников. Бывший там послом Андрей Страчко явно не тяжеловес в беларусской номенклатуре и дипломатии.

Скорее, наоборот, так как ранее страны, подобные Кыргызстану или Таджикистану, например, не рассматривались Беларусью в качестве приоритетных партнеров.

Сейчас ситуация изменилась. Во-первых, прошло назначение парламента, впереди ВНС, то есть грядет большая кадровая ротация, много чиновников разного уровня нужно будет переместить с одной должности на другую. 

Во-вторых, Кыргызстан в нынешней новой конфигурации имеет особое значение. Так как сейчас все партнеры по ЕАЭС в первую очередь рассматриваются как территории для обхода санкций.

Поэтому туда как раз могут отправить более маститого и статусного чиновника, который сможет и договариваться с местными властями, и серьезно представлять беларусские круги, заинтересованные в экспортно-импортных операциях сомнительного качества.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(26)