Коронавирус

Марина Светлова

Как в Беларуси с коронавирусом боролись. 4 главных ошибки власти в 2021 году

Обжегшись в 2020-м, власти попытались исправить ситуацию с ковидом в нынешнем году. Но, как обычно, что-то пошло не так.

Неожиданно оказалось, что недостаточно объявить ковид «психозом» и заявить, что «никто в нашей стране от коронавируса не умрет», чтобы остановить пандемию. Получив «лучики добра» от собственного народа, Александр Лукашенко решил сменить стратегию, и из главного ковид-диссидента превратился в 2021 году в самоотверженного борца эпидемиологического фронта.

Вот только, судя по результату, привычка хождения по граблям никуда не делась. Весь год власти делали одну ошибку за другой.

«Крепкий орешек» на передовой

Свой марш-реванш Лукашенко начал с больниц, явив себя народу в качестве главного целителя тел и душ. Рассекая по «красным зонам», правитель самоотверженно рассказывал, как пытается уберечь народ от этой «чумы», и сколько всего уже сделано лично им для победы над «заразой» (кстати, многократно им же поверженной ранее).

Новое амплуа сильно контрастировало с прежним образом бескомпромиссного борца с «психозом». Но и в этой роли Лукашенко остался верен себе. Демонстрируя важность и опасность проблемы, он вместе с тем всячески пренебрегал даже минимальными средствами безопасности. Ничего не стоило ему снять маску в «красной зоне», чтобы засвидетельствовать больным коронавирусом свое личное присутствие.

— Живой я, — не то хвастался, не то дразнился Лукашенко, демонстрируя лицо без средств защиты и обиженно добавлял: — А то некоторые пишут, что двойник приходит.

Надо сказать, это желание выглядеть «крепким орешком» даже у многих сторонников вызывало скорее недоумение и полную растерянность — так опасен коронавирус или нет? У остальных же эти походы вызывали лишь раздражение и злость, с некоторой примесью надежды.  

Лукавые цифры

Власти продолжили манипулировать статистикой по принципу «все хорошо, прекрасная маркиза». Они не посчитали нужным объяснять, почему за 2020-й население нашей страны уменьшилось на 60 с лишним тысяч человек (что в три раза больше, чем годом ранее), и вместо этого опять стали выдавать запредельно низкие показатели смертности.

До осени белорусам «разрешалось» умирать от ковида в строго определенном количестве – не больше 10 человек в день. Но сравнение с цифрами из других стран вызывало стойкое ощущение, что «кто-то врет».

А пока Минздрав отчитывался об очередном приближении победы над коронавирусом, в СМИ просачивались жуткие истории: о переполненных моргах, где трупы в мешках лежат прямо на полу, об очередях в крематорий, появлялись кадры с кладбищ, где количество свежевырытых могил превышало пределы воображения.

– Каждый день только на городском кладбище Русино в среднем 17 похорон, — ужасалась сотрудница ритуального агентства. — И это очень страшно, потому что на моей памяти никогда еще не было такого!

К осени, когда больницы уже ломились от пациентов, Минздрав наконец «разрешил» белорусам умирать чаще. Впрочем, и обновленные цифры вызывали большие сомнения. Врач реанимации Витебской больницы скорой помощи Ростислав Савицкий недоумевал:

— У нас подается официальная статистика – где-то в районе 16-17 смертей за сутки [по всей Беларуси от ковида]. Однако могу говорить, что только по нашей больнице сейчас среднее число смертей за сутки около 10.

Цифры Минздрава рассыпались на глазах. В октябре журналистам попала в руки медицинская сводка о положительных тестах на COVID-19 в Минске. Судя по документу, только за 7 октября в одной лишь столице эпидемиологи выявили больше 3 тысяч случаев заболевания. Минздрав в тот день официально не «насчитал» столько даже по всей стране.

Язык мой — враг мой

Прошлогодняя история с баней, водкой и трактором так ничему и не научила. Александр Григорьевич продолжил упражняться в красноречии и демонстрировать небывалую осведомленность в вопросе.

В частности, Лукашенко заявил, что коронавирус может быть спасением от… онкологии:

— Ковид не только на данном этапе придавил грипп (то есть не болеют люди гриппом практически), но и онкологи подозревают, что онкология значительно упала. Не потому, что люди не обращаются (они это уже заметили), а что-то вот происходит такое. Наверное, я буду рад, если как с гриппом. Все-таки ковид-больных нам легче лечить (это вам тяжело, а нам легче), чем онкологических.

Поэтому дай бог, чтобы ковид был лекарством от онкологических заболеваний.

Александр Лукашенко

Эти заявления тут же разлетелись по СМИ и сразу же были опровергнуты специалистами. Онкологи объясняли, что уменьшение количества людей, которым впервые был диагностирован рак, означает лишь то, что из-за пандемии люди просто не дошли до врачей.

«Назло маме уши отморожу»

Наперекор рекомендациям врачей и здравому смыслу Лукашенко продолжил бравировать своим уникальным путем, которому якобы обзавидовался весь мир.

Стоило Минздраву ступить на сомнительную дорожку защиты населения от коронавируса, как тут же появлялся «главный борец с ковидом» и перенаправлял «заблудших» в обратном направлении. Как это было, например, с требованием Минздрава по обязательному ношению масок, которое было моментально отменено. «Добрый» правитель в этом вопросе решил дать народу свободу.

В целом складывалось впечатление, что власти Беларуси ввязались в какое-то необъяснимое соревнование с природой. Пока ученые били тревогу по поводу невероятной распространяемости нового штамма Омикрон, в Беларуси решили не отправлять на самоизоляцию тех, кто общался с заболевшими ковидом. В стране активно проводились концерты и массовые мероприятия (провластные, конечно, для других тут бушевал коронавирус).

В общем, марш-реванш в 2021 году так и не удался. Ни доверия, ни любви, ни уважения белорусский режим так и не снискал. Зато допустил ряд ошибок из серии тех, что хуже, чем преступления.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(52)