Филин

Кирилл Иванов

Как беларусских детей готовят к новой нормальности

О чем говорит переименование минской школы в честь милицейского полковника.

Фото: пресс-служба ГУВД Мингорисполкома

Минскую школу № 72 переименовали в честь полковника милиции Владимира Артемова. Переименование приурочили к 35-летию создания первого отряда милиции особого назначения — Артемов был первым командиром минского ОМОНа.

На первый взгляд, определенная логика в этом решении есть: до назначения командиром отряда полковник руководил Партизанским РУВД Минска, а вышеупомянутая школа находится в этом же районе.

И все же, это событие имеет более глубокий смысл. Похоже, роль первого командира отряда в этой истории символична. Во-первых, он пробыл на этой должности неполных два года.

Во-вторых, Артемов умер в 2000 году. Соответственно, у властей была возможность увековечить его память уже спустя три года, приурочив это к 15-летию создания подразделения. Но сделали это только в наши дни, а не в 2003-м, 2008-м, 2013-м или 2018-м.

Почему именно сейчас? Наверное, дело в репутации и роли сегодняшнего ОМОНа, которая заметно изменилась со времен Владимира Артемова, прошедшего войну в Афганистане.

В 2020-м в разгар протестов бывший омоновец, служивший в отряде с начала 1990-х, в интервью ВВС так описывал порядки в минском подразделении в первые годы его существования:

— В ту пору в ОМОНе было много «афганцев» — ребят, которые прошли горячие точки. Наш «кодекс чести» формировали они. Такого, что было сейчас, в последние дни, мы бы никогда не сделали. Мы были жесткими, но не жестокими.

Сегодняшняя репутация ОМОНа — это не только задержание опасных преступников. Это и десятилетия лжесвидетельств бойцов в судах. Это и жестокость в отношении участников оппозиционных акций.

Жестокость, переходящая в садизм в отношении задержанных. Люди, сложенные в автозаках штабелями, вынужденные петь песни под удары дубинок — вот облик сегодняшних борцов с преступностью. 

Роль подразделения сегодня предельно ясно описывает мем трехлетней давности. После выхода правителя милицейскому спецназу, защищавшего его от народа, Лукашенко прозвали «президентом ОМОНа». 

Памятную доску на школе № 72 открывал и нынешний командир ОМОНа Дмитрий Балаба. В 2020-м он руководил подавлением протестов. И то, что его подчиненные творили в те дни с задержанными, по-хорошему должно было бы закончиться расформированием подразделения.

Но вместо этого беларусским школьникам предложено следовать примеру и гордиться теми, кто между патрулированием улиц и задержанием рецидивистов вламывается в дома и квартиры подписчиков «неправильных» ресурсов, кто ловит в электричках пенсионеров с книгами беларусских классиков.

Такова новая нормальность, к которой готовят будущее поколение. И, судя по тому, как растет количество военно-патриотических клубов для школьников, действующих под патронажем милиции и военных, многие юные беларусы уже живут в этой нормальности.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.4(41)