Комментарии
Дмитрий Растаев, «Белгазета»

Идентификация праведников

Русская традиция праведничества не ушла в прошлое. Она просто изменила форму сообразно времени и пространству.

Стыд – одно из величайших человеческих чувств. Не будь стыда, пещерная человеческая общность никогда не смогла бы достигнуть высот сегодняшней цивилизации. Да и общностью-то была бы недолго.

Стыд – регулятор моральной температуры в социуме. Там, где исчезает или притупляется чувство стыда, нравственный градус общественного сознания катастрофически стремится к нулю.

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, стыд – это «болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни».

Стыдно человеку может быть не только за себя, но и за своих ближних, свою страну, свою нацию. И чем весомей этический багаж индивида, тем шире будет круг потенциальных точек приложения его стыда.

Но, в то же время, тем более одиноким становится такой индивид. Окруженный толпой бесстыжих соплеменников, он превращается в изгоя, в парию, во «врага народа»: бесстыжей толпе дискомфортно иметь под боком инородное тело в лице слишком совестливого индивида. Хотя, по большому счёту, во времена всеобщего помутнения именно те, кто сохранял в себе способность испытывать стыд, являлись последним препятствием на пути толпы ко всеобщей пропасти – теми стволовыми клетками социума, из которых по завершении массового безумства создавалась новая – здоровая – материя общества.

В годы нацизма Германия проводила жёсткую антисемитскую политику, которая встречала неподдельное одобрение подавляющего большинства немцев. Но даже там и тогда находились люди, которым чувство стыда не позволяло мириться с бесчинствами гитлеровцев.

27 февраля 1943 года – в самый разгар Второй мировой – на улице Розенштрассе в Берлине прошла демонстрация против антисемитской политики Гитлера. Её участниками стали этнические немцы – супруги, близкие родственник, друзья евреев, которым грозила отправка в концентрационные лагеря. Даже в атмосфере всеобщего страха и преклонения перед фюрером, которая царила тогда в фатерлянде, нашлось несколько сотен бесстрашных и совестливых людей – и их демарш не прошёл даром: во избежание скандала гауляйтер Берлина распорядился не отправлять евреев в лагеря, а направить их на принудительные работы в черте городе. Почти все они дожили до конца войны.

Кадр из фильма Маргареты фон Тротта «Розенштрассе»

В Израиле существует закон о Памяти Катастрофы, согласно которому те, кто, рискуя жизнью, спасал евреев в годы нацистской оккупации, признаются Праведниками Мира. В честь каждого праведника проводится церемония награждения, ему или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль с выгравированной надписью: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». На сегодняшний день праведниками признаны более 24 тыс. человек из разных стран мира.

Когда-нибудь, когда в Украине закончится война, украинцы, быть может, воздвигнут собственный Мемориал Катастрофы и учредят звание Праведник России – для тех немногих россиян, которые испытывают сегодня глубочайшее чувство стыда за бесчинства своей родины и делают всё возможное, чтобы их остановить.

Тех россиян, благодаря которым и самые яростные критики России время от времени ставят на паузу свою благородную ярость, понимая, что даже эти мизерные 10% не разделяющих агрессивную идеологию Кремля позволяют надеяться на то, что не вся Россия сошла с ума.

Тех, глядя на кого, мир, уже почти готовый признать Россию чёрной дырой цивилизации и подвести под ней жирную черту, пока временит с этим своим решением.

Тех, кто, даже будучи клеймены как «национал-предатели» и «друзья хунты», подвергнуты травле и остракизму, находят в себе силы протестовать против войны, выражать поддержку украинскому народу в его противодействии ненасытному имперскому левиафану.

«Даже если в городе останется один праведник, Господь смилуется над городом», – утверждали святые отцы. Людей, спасающих Россию от гнева Господня, осталось не так уж и много, но именно им, а не ура-патриотической сволочи, рвущейся «бить укропов» и «воевать Новороссию», должна быть благодарна сегодня Россия – не меньше, чем Украина.

Именно они не дают ей утратить с концами человеческий облик и рухнуть ниже плинтуса цивилизации, завалиться за плинтус.

Именно они пытаются развеять сон разума своих соотечественников, породивший чудовищ с кровавыми мальчиками в глазах.

Именно на их плечи в эти грозные, грязные, скорбные дни лёг крест современного русского праведничества.

Крест праведника никогда не бывает лёгким.

Но никогда не бывает напрасным.

Как не был напрасен крест собравшихся в 1943 году на Розенштрассе в гитлеровской Германии. Или вышедших в 1968 году на Красную площадь в советской Москве. Как не будет напрасен крест тех, кто, несмотря на гонения и травлю, поднимает сегодня свой голос в путинской России, требуя прекратить войну и враньё.

И если глас вопиющих в пустыне массового безумства каким-то чудом поможет сохранить, хотя бы десяток жизней – да что там десяток, хотя бы одну жизнь – «Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир» – значит, звучал и звучит он не зря.

Во благо мира и Украины.

Во исцеление России.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)