Горе без ума

9 января обнародован рейтинг лучших белорусских вузов. Однако состояние нашей системы образования в целом можно оценить как близкое к плачевному. Об этом свидетельствует в том числе статья Александра Обуховича, недавно опубликованная в «Белгазете»:

«Герберт Уэллс как-то сказал: «История сегодня превращается в гонку между образованием и катастрофой». И этот тезис со всей серьезностью воспринят очень многими странами, озабоченными перспективами своего развития.

Корея, Китай, Вьетнам, Египет, Сирия, Индия и другие государства вкладывали и вкладывают в образование намного больше, чем непосредственно требуют их экономики. С учетом того, что значительная часть получивших высшее образование уедут.

Вообще говоря, я всегда считал, что экспорт образовательных услуг, особенно в естественных науках и технике, для Беларуси – перспективное направление. Однако за последнее время из этой сферы выплескивается столько негатива, что и это направление для зарабатывания страной валюты выглядит все более сомнительным.

Во-первых, стремление вузов заработать как можно больше денег, в т.ч. за счет студентов на платной основе, привело как к снижению требований к поступающим, так и к общему снижению требований к студентам. В результате все чаще оказывается, что у подготовленных нами учителей математики – проблемы на уровне таблицы умножения, у инженеров – нет знаний по принципиальным вопросам их профессии. А уж среди выпускников средних школ доля не знающих закон Ома или плохо знающих таблицу умножения если не половина, то – около того.

Работая на такую «массу», преподаватели вынужденно снижают под них уровень лекций. Вывести на приличный уровень всех их все равно невозможно. Соответственно, снижается и уровень высшего образования. Для индивидуальной же работы со студентами их число на каждого преподавателя слишком велико.

Общий уровень преподавания и требований к студентам таков, что позволяет закончить вуз, ни разу самостоятельно не выполнив ни одной контрольной, курсовой, да и дипломной работы. Встречал таких «специалистов», по сути, купивших диплом. Одна из моих знакомых зарабатывает, сидя дома, успешно выполняя работы за этих оболтусов. И поток клиентов у нее не иссякает. Да и не одна она в городе.

Ситуацию усугубляет разрыв в опыте между преподавательскими кадрами и реальным сектором, для которого, по идее, готовятся кадры. Меньше проблем при подготовке педагогов (хотя и тут их хватает), а в технических дисциплинах квалификация преподавателей отстала от современных технологий уже очень далеко.

По сути, у нас идет масштабная профанация высшего образования. И если на естественнонаучных и технических специальностях преподаватели отделываются от неучей минимально положительными оценками (лишь бы платили за обучение и дальше), профанация на гуманитарных специальностях вообще полная.

На форумах в Интернете молодежь со свойственным ей максимализмом часто говорит о необходимости омоложения руководящих кадров, выдвижении молодых. Однако уровень подготовки молодых специалистов у нас таков, что делать это просто опасно.

Вот примеры. Немецкий потенциальный инвестор посетил наш Комитет по инвестициям. Пообщался со специалистами, уточнил какие-то вопросы для себя. На выходе сказал сопровождающему: «Этим детям спички давать нельзя!» Такая вот оценка квалификации.

Работая руководителем экономической службы, я просил отдел кадров не присылать мне выпускников БГЭУ (4-е место в рейтинге Минобразования – прим. «Салідарнасці»). Поскольку, по моему мнению, все их знания являются заблуждениями. И проще обучить основам экономической работы выпускника-инженера, чем переучивать выпускника-экономиста.

Недавно профессор Академии управления при президенте призналась, что их базовый учебник по экономике «Экономикс» Пола Самуэльсона. Книга написана в 1969г. Той экономики, на базе изучения которой сформирован этот учебник, в мире давно не существует. А мы готовим кадры. Потом направляем их на наши предприятия с их постсоветской организацией. Что удивительного, что на очень многих предприятиях экономическая работа – самое слабое место?

Знакомство с программой курса на экономическом факультете БГУ (между прочим, утвержден в Минобразе) показало, что студентам всерьез объясняют, что во всех бедах мировой экономики виновата либо «мировая закулиса», либо даже «атланты», пережившие гибель Атлантиды (!!!). При полном отсутствии анализа реально происходящих в мире процессов и даже отсутствии намеков на методики такого анализа. Неудивительно, что испытываешь тягостные чувства, когда специалисты этого факультета выступают со своими предложениями.

В негосударственных вузах преподавание экономических дисциплин ведется почти исключительно на базе либеральных доктрин. Их выпускник, может быть, и подготовлен для работы в малом бизнесе, но не на серьезных предприятиях.

Дело в том, что выпускник вуза – еще не специалист. Программа вуза – только база для образования. У нас уже плохая база. Реально специалист формируется, работая в коллективе. Где реальные знания передаются «из рук в руки». Только ведь реально работающих коллективов (кроме сферы программирования) у нас очень мало. И все они испытывают острый недостаток в подготовленных кадрах, обучать «с нуля» возможности там нет. Как и способных обучать почти не осталось. Соответственно, процент выхода специалистов от числа поступивших студентов ничтожно мал.

В действительности наша высшая школа производит не специалистов, а дипломы. И нет ничего удивительного в том, что обеспеченные родители посылают своих детей учиться за рубеж. Тем более что там и дешевле. И далеко не все эти дети вернутся.

Да, единицы при остром желании и упорном труде и у нас могут получить неплохое образование. Если повезет. Но это – не благодаря системе, а вопреки ей. У нас создан симбиоз из общества, где знания не представляют ценности; средней школы, лишь оформляющей аттестат, но не гарантирующей и минимума знаний; вузов, где можно получить «корочки», но мало шансов получить специальность. И какую страну такой симбиоз может построить?»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)