Общество
Анатолий ВАРАВВА, Владимир БОГДАНОВ (фото), “Завтра твоей страны”

Фантомы и фантомасы

В горячую пору строительства социализма — сначала «просто», а потом еще и «развитого» — множились фантомы той идеологии, которая либо уже ушла, либо существенно трансформировалась, властно подгоняемая (изгоняемая?) неумолимым временем. А вот памятники-фантомасы остались, да еще какие!.. Не пришло ли время проинспектировать их да свезти в одно место?

Железобетон — материя искусства

Минск. Широким проспектом шагаю, и радостно мне от всего… Вдруг вижу большую толпу железобетонных мужчин и женщин у входа во Дворец культуры профсоюзов на Октябрьской площади. Ах да, это привезли после ремонта те самые статуи, которые, изображая «мир и труд», более полувека холодно смотрели на прохожих и проезжих с высоты здания, похожего на древнеримский языческий храм… Создатель дворца — архитектор Ершов так увлекся декором, что, по словам знатока белорусской советской архитектуры Воинова, «часть элементов пришлось в последующие годы даже устранять».

В ненасытную мартеновскую печь советской монументальной пропаганды шло все, что под руку попадется: от рассыпающегося при непогодах, крашеного гипса до благородного мрамора и долговечной бронзы. Однако чаще всего мастера по производству массовой скульптуры использовали железобетон. Ведь это сама неразрушимость, фундаментальность, если угодно — символ вечности сотворенного и прославляемого ваятелем. Прошло время — не то чтобы очень много, но и отнюдь не мало, — и надо же: казавшийся несокрушимым железобетон дал трещину. Не столько в прямом, сколько в фигуральном смысле этого слова.

Продолжение материала читайте тут.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)