Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 95. «Если бы Эйнштейн жил в наши дни и был украинцем»

Украинская журналистка Екатерина Сельдереева специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, пережившая год полномасштабной российско-украинской войны. На этот раз – пишет про навыки выживания во время войны.

Война продолжается – навыков выживания становится больше. И мне иногда кажется, что адаптационная маневренность, как ресурс организма, просто неисчерпаем.

Сила и выносливость, тайм-менеджмент, бесстрашие – на первый взгляд, выглядит как требования к работникам Международной космической станции. А на самом деле – просто навыки украинцев, что пережили зиму в Украине.

Ничто так не способствует физической силе, как неработающий из-за отключения света лифт. Особенно, если твой этаж семнадцатый.

Пока поднимаешься, можно сжечь суточную дозу калорий, проработать мышцы ног, сделать кардиозарядку, улучшить работу легких, открыть в себе второе дыхание и уже где-то возле двери квартиры почувствовать себя космонавтом, когда земля уходит из под ног. К тому же, в руках, как правило, будет: две баклажки воды по 5 литров, пакет с продуктами, фонарик и одежда, которую ты снял еще на 3 этаже.

За зиму было достаточно некомфортных ситуаций из-за российских обстрелов критической инфраструктуры. Но при этом большая часть, сделанных мною запасов, так и осталась нетронутой.

Это работает приблизительно так: вторые сутки нет света, отопления, связи, интернета, магазины не работают, а я на кухне смотрю скачанный заранее на ноутбуке фильм, при свете гирлянды на батарейках и между тушенкой и лососем в собственном соку выбираю запаренную мивинку. Потому что «экстренный» случай еще не настал.

Если бы Эйнштейн жил в наши дни и был украинцем, то он бы пересмотрел свою теорию о времени. В искусстве тайм-менеджмента после графиков ДТЭК украинцам нет равных. Мы, как говорят, преисполнились в этом деле.

Украинцы смогли подчинить свой ритм не порядку день-ночь, а графику электроэнергии. Работать ночью с двух ночи до шести утра? Легко!

Успеть за два часа сходить на почту, написать код для сайта, испечь в электродуховке шарлотку с яблоками, провести онлайн-занятие для студентов по Римскому праву, зарядить робот-пылесос, поставить стирку, почитать новости в телеграме, принять участие в Фейсбуке в национальном спорте – «срачах», выложить сторис в Инстаграм про медитацию, вызвать мастера, чтобы сделал дополнительные розетки, а то негде заряжать электрогрелки и часы, отправить донат знакомому на дрон? Легко! Еще и в запасе время останется.

А еще этот сладкий вкус победы, когда на кассе в супермаркете успел провести оплату картой за секунду до отключения света и теперь пакет с продуктами – это настоящая добыча!

И, конечно же, эта знаменитая история про диалог российских оккупантов и местных жителей села под Киевом, когда первые с автоматами в руках спрашивают: «Который час?», а вторые безоружные отвечают: «Время вам вернутся туда, откуда пришли».

Бесстрашие – навык, что подпитан внутренней свободой. Его не раз демонстрировали украинские фермеры, когда перепахивали поле с пшеницей, чтобы остановить масштабный пожар, который устроили российские военные, нарочно подпалившие еще не собранный урожай. 

Или когда голыми руками убирали снаряды с полей, не дожидаясь саперов, чтобы вовремя начать посевную и обеспечить не только страну, но и мир хлебом. Куда можно дотянутся своими руками, там должен быть порядок.

Бесстрашной была бабушка, которая воровала у пьяных россиян ящики с боеприпасами, пряча их в старом кролятнике. Или женщина за рулем, что отказалась показывать паспорт на устроенном россиянами вооруженном блокпосту в ее родное село, аргументируя, что приезжий здесь как раз он, и это она ждет объяснений, зачем он здесь находится.

Иногда мне кажется, что отсутствие страха связано с чрезмерной активностью и трудоспособностью. Украинцы всегда чем-то заняты. А как только начинается потепление – проявляется огородная зависимость.

Фото автора

Тяга к аграрным работам у нас в крови. И даже если ты – хипстер-айтишник с безлактозным и безглютеновым рационом, когда позвонит мама и скажет: «Я тут посмотрела в посевном календаре…», ты понимаешь, что это означает только одно: в марте нужно посадить, через две недели просапать, в мае опрыскать, а в июле выкопать.

Можно, конечно, подбадривать себя юмором. И это действительно помогает в трудные моменты. Что можно сказать серьезно, так это то, что когда мы выиграем эту войну, каждый из нас будет настоящим супергероем с набором уникальной внутренней суперсилы.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2(1)