Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 138. «Пить игристое из одноразовых стаканчиков в присутствии такого роскошного заката неприемлемо»

Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабной российско-украинской войны. Теперь – о личном выборе: уезжать или оставаться.

Для меня уже стало некой традицией встречать закаты в Киеве. Что-то есть в этом завораживающее и магическое. Это некий островок жизни во время войны.

Фото автора

Я выбираю высокие локации на холмах Киева, сажусь на траву и начинаю смотреть моноспектакль, который, кажется, никогда не надоест. Внизу шумит в вечерней дымке никогда не спящий город, а на горизонте – пламенный шар, что красит небо в неимоверную палитру красок. Передо мной картина, что создается на моих глазах и которая живет несколько минут – нужно лишь успеть насладиться.

Недавно, встречая киевский закат, прозвучал очередной сигнал воздушной тревоги. Все на какое-то мгновение замерли, начали смотреть в небо с ракурсом в 180 градусов.

Друг говорит: «Посмотри, что там пишут про тревогу?» Читаю в телеграме: «Повторная активность носителей гиперзвуковых ракет «Кинжал» – МИГ-31К». Тогда друг резюмирует: «Баллистика. У нас есть четыре минуты. Все равно никуда не успеем. Расслабься».

И тут же все вокруг снова оживают, приобретают динамику, продолжая свой обычный вечерний досуг. Кто-то занимается спортом, кто-то дрессирует собаку, кто-то есть пиццу на газоне.

Вот две девушки, отмечая что-то, наливают игристое друг другу в бокалы, заведомо прихваченные из дома, потому что пить из одноразовых стаканчиков в присутствии такого роскошного заката неприемлемо. А вот гитарист, что решил порепетировать выученные аккорды и заодно создать для окружающих мягкую и теплую атмосферу. И конечно же, много-много влюбленных парочек.

читайте также

Все они сделали свой выбор. Выбор оставаться дома. Идти до конца, чего бы это ни стоило.

Это может казаться со стороны пафосом, вычурным патриотизмом, кичем, юношеским максимализмом, романтизмом, уходом от реальности, возможно даже наивностью. Но для меня и тех, кого знаю – это выбор не изменить себе, жить такую жизнь, которую хочешь. И да, для кого-то абсолютно нормально жить ее НЕ под ракетами. У каждого свой внутренний демократический компас.

После трагедии в Кривом Роге мне написала знакомая, которая выехала практически сразу после 24 февраля. У нее нет опыта жизни в военное время. Я была искренне благодарна ее беспокойством за меня. Но человек, у которого совершенно иной опыт, чем у меня, скорее вызовет улыбку, чем окажет успокаивающее действие.

– А часто у вас тревоги бывают? – спрашивает она.

– Постоянно. Несколько раз в день и несколько раз ночью, – отвечаю.

– Какой ужас!

Я не хочу ей рассказывать, что такое на самом деле ужас. Мы друг друга не поймем, и превращаться в вожатую из летнего лагеря, что рассказывает страшилки у костра младшей смене, абсолютно не хочется.

И это очень большая проблема – провал коммуникации – которая ждет украинцев с разным опытом после окончания войны.

Но это абсолютно нормально. Мы все будем учиться жить заново и искать общие точки опоры. Я уже прошла один психологический курс и осознаю, что он не последний.

Поэтому, например, в моем случае общения с друзьями, что выехали, спасительным мостиком коммуникации является юмор. Что в их, что в моей жизни происходят трудности. И для всех нас первопричина проблем одна – страна-агрессор.

Поэтому, когда знакомая рассказывает, как трудно найти хорошего мастера маникюра, я не гружу ее тем, что моя новостная лента превратилась в некролог, а отправляю мем, актуальный для двоих:

«Моя жизнь держится на фразах: 1) что есть, то есть; 2) имеем то, что имеем; 3) ну, а что уже; 4) жизнь неспокойна; 5) ну, и фиг с ним; 6) как будет, так будет; 7) значит, так нужно». 

И да, сейчас в Украине пик стендап-комедии, а ее участники собирают десятки миллионов на ВСУ. А еще одними из самых популярных подкастов являются военные, где парни на ротации успевают не только восстановиться, но и поделиться милитари хохмоспичем с гражданскими. Смех – не только лекарство, но еще и оружие.    

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(13)