Политика

Катерина Батлейка

Чисто «административная процедура, чтобы привести нужных людей»

Политолог – про месседж Карпенко о не такой уж важности наблюдателей ОБСЕ на выборах в Беларуси.

Глава ЦИК Игорь Карпенко пояснил, почему в Беларуси решили сделать единый день голосования — в том числе для того, чтобы избежать лишнего стресса для страны. Помимо этого, он заявил, что белорусским властям не важно, будут ли на присутствовать на выборах наблюдатели ОБСЕ.

Единый день голосования будет проходить в последнее воскресенье февраля. В 2024 году это 25 февраля. Карпенко пояснил, что в этот день избиратель получит сразу несколько бюллетеней: например, по выбору депутатов Палаты представителей и по выборах депутатов Мингорисполкома.

«Салідарнасць» спросила у политолога Андрея Казакевича, какую роль играют на выборах международные независимые наблюдатели и какими могут быть следующие выборы в Беларуси.

— Суть наблюдателей в том, чтобы избирательный процесс был прозрачным, — сказал в экспресс-комментарии собеседник. — Если независимые наблюдатели присутствуют на выборах, они делают заключение, что власти провели выборы в соответствии с демократическими стандартами и власть является в полной мере легитимной.

Такая же модель, по большому счету, действует и в отношении с недемократическими странами — это такой визит вежливости, чтобы зафиксировать, что никаких претензий к легитимности процедур избрания нет.

Эксперт добавляет, что помимо внешнеполитической функции независимых наблюдателей есть и внутриполитическая. Наличие международных наблюдателей, которые не включены во внутренний процесс, позволяет повышать доверие к результатам выборов различных политических сил, в том числе конфликтующих между собой. Это дополнительные аргументы для населения и политических сил, чтобы усиливать легитимность результатов.

— Поэтому сейчас, когда Карпенко говорит, что наблюдатели не важны, это достаточно логично. Они не нужны с точки зрения внутренней легитимности. Понятно, что сейчас выборы в Беларуси будут проводиться таким образом, что властям будет неинтересно, насколько они считаются справедливыми и честными среди граждан и политических оппонентов.

Это будет обычная административная процедура, которая будет направлена на то, чтобы привести нужных людей и избежать каких-то рисков, чтобы нигде даже не было признака политической борьбы.

К тому же нет необходимости во внешнеполитической легитимности. Так как единственный внешнеполитический партнер сейчас у Беларуси — Москва, она признает результаты выборов в любом случае, как их ни проводи и ни нарушай.

Мнение Европы, США абсолютно не интересует сейчас властей Беларуси, потому что отношения между ними настолько плохие, что это далеко не самая большая проблема.

Казакевич считает: если исходить из того, какая обстановка в стране складывается сейчас, то со стороны белорусов можно ожидать политической апатии. Люди не будут понимать политический смысл выборов.

— Если ничего не изменится, люди будут думать, что это не выборы, что их мнение не учитывают — это просто административная процедура, в которой можно не участвовать, а если участвовать, то чисто формально, ведь по большому счету от нее ничего не зависит.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(21)