Филин

Сергей Василевский

«В 2020-м мы поняли, что именно общественная, политическая журналистика нужна народу»

Уйдут ли читатели независимых СМИ на российские и пропагандистские ресурсы?

Соучредитель крупнейшего белорусского портала, который власти признали экстремистским, Кирилл Волошин и редактор «Нашай Нівы» Анастасия Ровдо на канале Цэнтра новых ідэй поговорили о настоящем и будущем белорусских медиа, о влиянии пропаганды и политического кризиса на медиасферу.

Выбрали ключевые моменты из беседы.

Что произошло за последний год

Кирилл Волошин

Кирилл Волошин убежден, что итогом последнего года произошел практически полный разгром независимой журналистики: тотальная блокировка сайтов СМИ, три десятка представителей медиа за решеткой, сотни фактов давления и преследования журналистов.

В итоге власти утратили реалистичную, неискаженную обратную связь с народом на собственные действия.

— Собственно, если власть предпринимает и какие-то позитивные шаги, то сторонники демократических перемен вряд ли об этом узнают, так как не являются ни зрителями условного БТ, ни читателями «Советской Белоруссии», — считает Кирилл Волошин. Он предполагает, что разрыв обратной связи лишь усилит падение доверия к власти.

Фото vk.com

По словам Анастасии Ровдо, прошедший год стал годом пошагового сокращения свободы слова и свободы действия для журналистов. Сперва журналистов задерживали для проверки документов, потом садили на сутки — вначале на трое, затем на пятнадцать. Сейчас журналистам вменяют уголовные статьи. В том числе и за публикацию слов памяти об убитом в перестрелке с сотрудниками КГБ программисте.

— Журналистика в стране уничтожена. Теперь у нас остались разрешенными пропаганда и лайфстайл. Когда ты соглашаешься не писать о политике, у тебя все будет хорошо. Но эта не та журналистика, которая нужна людям. В 2020-м мы поняли, что именно общественная, политическая журналистика нужна народу. Объективная журналистика и сейчас нужна тем, кто остался в Беларуси, кто живет в постоянном страхе.

Что может стать альтернативой независимой прессе

Анастасия Ровдо убеждена: читатели независимых СМИ не переключатся на пропагандистские ресурсы. По ее мнению, опасность ситуации заключается в том, что люди найдут альтернативу в российской прессе.

Редактор «Нашай Нівы» считает, что перед белорусской независимой журналисткой стоит задача сохранения не столько редакций, сколько профессиональных компетенций. Важно, чтобы люди оставались в профессии, хотя очевидно, что перед каждым журналистом встает моральный выбор.

Кирилл Волошин отметил, что ситуация на российском информационном поле сейчас не многим лучше, чем в Беларуси. Говоря об уходе части белорусских журналистов из профессии, он предостерег:

— К сожалению, не факт, что уходящим из журналистики вырастет смена. Если давление на прессу, репрессии, продолжатся три-четыре года, то я сомневаюсь, что многие решат уйти на БТ или писать про котиков и модных минчан.

Волошин также исключает переориентацию читателей независимой прессы на пропаганду: «Скорее люди станут читать меньше». Он напомнил, что даже в СССР люди слушали «Радио Свобода» и читали самиздат.

Что будет, когда журналистика обретет свободу

Что будет с белорусской журналистикой в первые полгода после освобождения политзаключенных, разблокировки сайтов и прекращения уголовных дел?

— Наверное, вернутся те, кто уехал, кого закрыли. Я думаю, что на волне оптимизма появится много нового, — говорит Кирилл Волошин.

Он приводит непрямую аналогию с гитлеровской Германией, где в первое время после войны резко выросли тиражи получивших относительную свободу газет: «Люди, мягко говоря, изголодались по качественной журналистике».

Развитию медиа в свободной стране, по его мнению, должна способствовать экономическая свобода.

— Мне сложно представить, какой бы была белорусская журналистика, если ее десятки лет не прессовали, не ставили барьеры. У «Нашай Нівы» никогда не было ситуации, когда перед нами были открыты абсолютно все дороги — растите и развивайтесь. Нет, напротив, — говорит Анастасия Ровдо.

Редактор считает, что вопреки всем трудностям и искусственным барьерам в Беларуси появилась качественная журналистика. И если она сможет сохраниться, в будущем это обещает новый качественный рывок в развитии:

— Ведь это будут новые возможности и форматы, новые люди.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(29)