Скандалы

Адар'я Гуштын, фото Ольга Шукайло, TUT.BY

«Жизни почти не видели». Верховный суд оставил в силе приговор о расстреле юным братьям из Черикова

Верховный суд рассмотрел жалобу братьев Костевых, признанных виновными в жестоком убийстве учительницы в Черикове. 19-летний Станислав и 21-летний Илья были приговорены к смертной казни, пишет TUT.BY.

Обвиняемые заявили в суде, что раскаиваются в содеянном, просили прощения у родных убитой и просили у суда лишить их свободы, но не лишать жизни.

— Я обратился к священнику, он объяснил, что Бог прощает. Прошу, простите и вы меня, — заявил Стас Костев.

Верховный суд оставил в силе смертный приговор, теперь помиловать братьев может только президент.

Илья Костев, все фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Убийство 47-летней учительницы Натальи Кострицы произошло в апреле 2019 года. На теле убитой было обнаружено более 150 ножевых ранений, после убийства дом жертвы подожгли. В соседнем доме, где жили братья Костевы, обнаружили пропавший компьютер учительницы. Илью и Станислава Костевых задержали по подозрению в убийстве, они сознались, что совершили преступление. В январе 2020 года братьям вынесли смертный приговор.

Как указано в обвинении, между братьями и их бывшей учительницей был конфликт. Женщина сообщила в социально-педагогический центр, что сестра братьев не исполняет должным образом свои родительские обязанности. Из-за этого семью, где было трое детей, поставили на учет как находящуюся в социально опасном положении. Во время застолья пьяные братья (каждый употребил по три литра пива) вспомнили о своей неприязни к соседке — и пошли к ней разобраться. Когда женщина впустила молодых людей в дом, они стали избивать ее, а потом принялись бить ножом. Молодые люди убили женщину, украли у нее компьютер и продукты, а затем подожгли дом жертвы, чтобы скрыть следы преступления. Нож выбросили в реку — его позже нашли.

Братья выросли в неблагополучной семье: отец умер 19 лет назад, мать была лишена родительских прав, на данный момент отбывает наказание (на «химии»).

Родные убитой аплодировали смертному приговору

Дети были привязаны к маме, переживали, когда было неизвестно, где она находится, отмечено в характеристике, которую Илье и Стасу дали в приемной семье. Также братья были привязаны к старшей сестре Анне, помогали ей, заботились о племянниках.

Станислав Костев

Сестра обвиняемых рассказывала, что у нее был давний конфликт с соседкой Натальей Кострицей:

— Это длилось четыре года. При любом удобном случае [Наталья Кострица] по-всякому обзывала меня, детей. Просто я с ней не общалась, а когда она говорила что-то неприятное, просто молчала или отвечала ей тем же. А когда у меня образовалась задолженность 60 рублей за газ и я собиралась ее оплатить, а тут соседка [Наталья] на меня: «Кукушка, детей твоих заберут». Илья сказал: «Я просто не хотел, чтобы дети оказались, как мы когда-то, в интернатах. Может, нужно было пойти на трезвую голову с ней поговорить, но я бы трезвый никогда в жизни на это не решился, так бы и молчал. Я очень хотел прийти и спросить у нее: «Почему вы к нам так относитесь, с такой ненавистью?» Я не думал, что все так закончится».

10 января 2020 года суд Могилевской области приговорил братьев к высшей мере наказания — смертной казни. При оглашении приговора родные убитой аплодировали суду. Илья и Стас должны заплатить потерпевшим более 250 тысяч рублей. Таких денег у молодых людей нет, как и имущества, которое могли бы конфисковать в счет погашения иска. Поэтому компенсацию родные убитой по факту не получат (при назначении наказания в виде лишения свободы осужденные бы выплачивали иск).

После вынесения приговора семья Костевых стала объектом травли в Черикове, в том числе дети (несовершеннолетние племянники обвиняемых).

«Раскаиваемся всей душой и телом»

21-летний Илья Костев считает приговор чрезмерно жестоким. В его жалобе отмечено, что суд не учел его молодой возраст, а также условия жизни и воспитания, а также то, что он «принес искренние извинения родным погибшей».

— Раскаиваемся всей душой и телом, — заявил Илья в Верховном суде. — Сожалею, что лично я своими руками сломал судьбу брата, принес невыносимую боль семье Натальи Кострица. Каждый день я просыпаюсь и хочу вернуть тот ужасный день, изменить то, что уже изменить нельзя. Прошу быть гуманнее по отношению к моему брату, он ребенок, не успел пожить. Все произошло по моей вине, если бы я не захотел идти к Наталье Васильевне, ничего бы не было. Но я не смог остановиться. До сих пор не могу поверить в то, что произошло. В моей голове не укладывается мысль, что убил человека. Я был веселым, добрым человеком, не лез в чужую жизнь, не желал никому зла, особенно смерти.

Еще раз прошу прощения и хочу принести соболезнования потерпевшим за ту боль, что я причинил в ваши сердца. Я неоднократно хотел написать вам письмо с извинениями, но у меня не хватило духа, потому что я понимал, что мои слова могут принести вам невыносимую боль. Я понимаю, что вам не нужны мои раскаяния, они вам ничем не помогут, а наоборот, могут усложнить жизнь.

Я не хочу рассказывать подробно, как мы жили с братом, как прошло наше детство, но кратко расскажу. Когда мне было 2 года, умер старший брат, потом умер отец — мне было 3 года. После смерти отца мать как могла воспитывала нас. Пыталась нас прокормить и одеть, с утра до ночи работала в колхозе, четырех детей поднять непросто (у братьев Костевых есть не только старшая сестра, но и старший брат. — Прим. TUT.BY). Мать с утра до ночи работала в колхозе. Мы неоднократно были в детских домах. Работать начали рано. В 11 лет я уже начал зарабатывать — не крал, зарабатывал сам. Мать учила нас заботиться друг о друге. Я заботился о младшем брате. Закончил лицей, в 17 лет поехал на Россию, чтобы заработать денег.

Если вы думаете, что я пытаюсь вызвать жалость, нет, я просто хочу, чтобы вы поняли меня и моего брата. За год в СИЗО я переосмыслил всю свою жизнь. Осознаю всю тяжесть содеянного. Горестно жить с мыслью, что своими руками убил человека, что сломал судьбу брата.

Высокий суд, прошу быть помягче к Стасу. Мы готовы нести наказание за свои деяния. Дайте нам лишение свободы, это будет справедливо. Если вы посчитаете это невозможным, дайте суровое наказание (смертную казнь. — Прим. TUT.BY) мне, а Стасу — лишение свободы.

19-летний Станислав Костев также считает приговор слишком суровым и несправедливым, в его апелляционной жалобе отмечено, что суд не учел смягчающие обстоятельства: чистосердечное раскаяние, молодой возраст обвиняемого, его желание искупить вину. Просит смертную казнь заменить лишением свободы.

— Я искренне сожалею о том, что случилось, но жизнь человека уже не вернешь, — заявил Стас в Верховном суде. — Искренне хочу попросить прощения у родных Натальи за ту адскую боль, которую мы вам принесли. Если можете, простите нас, пожалуйста, дайте нам маленький шанс исправиться. Я до сих пор не могу разобраться, как с моим участием могла произойти такая трагедия. Пусть и в меньшей мере, чем мой брат, но я тоже принимал участие в убийстве. Я обратился к священнику (находясь в СИЗО — Прим. TUT.BY), он объяснил мне, что Бог прощает. Прошу, простите и вы меня. Я принимаю все меры, чтобы очистить от греха свою душу. Я искренне сожалею и раскаиваюсь в содеянном. Высокий суд, прошу: не лишайте нас жизни, лишите нас свободы на тот срок, который вы сочтете нужным.

Защитники просили суд проявить гуманность, смертную казнь заменить на лишение свободы.

— Они же почти не видели жизни. Это дети с непростой судьбой, которые заслуживают шанс на исправление, — заявила адвокат Ильи.

Также при рассмотрении апелляции в Верховном суде было отмечено, что до объявления приговора родные убитой обращались с письмом на имя главы государства с просьбой взять расследование на личный контроль, после чего Александр Лукашенко в интервью «Эхо Москвы», отвечая на вопрос, почему в Беларуси до сих пор не отменили смертную казнь, позволил себе следующий комментарий:

— Два подонка, иначе их не назовешь — уже и разбои были, и наказывали их — убили свою учительницу. За то, что она защитила двоих детишек их сестры. Сестра никакая, асоциальный элемент. А [учительница] защитила их и потребовала изъять из семьи. Они ее резали всю ночь. Они убивали ее всю ночь. Она умоляла, просила, и в конце концов они ее к утру добили.

Данные обстоятельства защита расценивает как давление на суд, нарушение принципа независимости суда.

«Вместе с Наташей эти нелюди убили всю нашу семью»

Супруг убитой попросил Верховный суд «принять строгое и справедливое решение», жалобы обвиняемых он считает необоснованными, с постановленным приговором о смертной казни согласен полностью.

Выступление матери убитой в суде было эмоциональным, она возмутилась линией защиты:

— Мне очень больно и обидно все это слышать. Не дай бог, такое бы случилось в ваших семьях, какие бы оды вы здесь пели? 20 лет, а он уже хронический алкоголик (речь идет об обвиняемом Илье Костине. — Прим. TUT.BY), и вы их защищаете? Я была медработником, видела семьи еще похуже, но там же дети какие (хорошие. — Прим. TUT.BY). А здесь, мать прогуляла, просвистела… Вы ничего не сказали про убийство, а я сейчас скажу.

Далее потерпевшая зачитала подробности о ножевых ударах, которые были обнаружены на теле ее дочери — не менее 155 ударов. И обратилась к братьям Костевым:

— Вы жить хотите, очень хотите. А она не хотела? Она просила, умоляла, убегала от вас, а вы всю ночь ее мучили! Наша Наташенька строила планы на жизнь. Нестерпимо больно осознавать, что ее больше нет.

Мы живем в правовом государстве, никто не дал право распоряжаться чужой жизнью, как произошло с моей дочерью. Моя дочь была педагогом. Судьба любого ребенка была небезразлична ей. Наташа неоднократно спасала жизнь их племянникам. Детенок бегал по крыше, Илья был пьяный… Она спасла жизнь. А что она получила?

Они (обвиняемые. — Прим. TUT.BY) посылали нас на три буквы, крутили у виска. Один раз только попросили прощения, когда им дали последнее слово, сочинение написали. Они бы никогда не пошли убивать мою дочь, если бы сестра не капала им на мозги. Пили, курили и решили — пойдем разбираться. Вместе с Наташей эти нелюди убили всю нашу семью.

Мать убитой попросила суд оставить в силе смертный приговор.

Гособвинитель Анатолий Метельский подчеркнул, что вина братьев Костевых доказана в полном объеме, нарушений во время следствия не было, смертный приговор является законным и справедливым, наказание назначено с учетом содеянного и личности обвиняемых. Прокурор пояснил: Илья ранее был дважды судим, оба брата отрицательно характеризуются по месту жительства, страдают алкоголизмом, старший направлялся в ЛТП, обвиняемые неоднократно привлекались к административной ответственности, Стас пропускал занятия в колледже.

Верховный суд оставил в силе смертный приговор. Теперь братья Костевы могут рассчитывать только на помилование главы государства.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.4(30)