Филин

Юлия Кот

Жигарь: «Любой иностранец, особенно если речь о странах «недружественных» для режима Лукашенко, вызывает повышенный интерес – за ним начинают присматривать»

Арендодателей обязали сообщать в милицию о зарубежных жильцах. Представитель BelPol Владимир Жигарь — о том, как беларусские силовики отслеживают иностранцев и кому нужно быть особенно осторожными.

С 7 июля в Беларуси начала действовать новая редакция закона «О правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства». В частности, по новым нормам собственники жилья обязаны сообщать милиции об иностранных арендаторах и постояльцах, в ином случае грозит штраф до 20 базовых величин (800 рублей).

Вообще, не так-то просто понять: иностранцы для беларусских властей — дорогие гости или угроза? С одной стороны, в знак гостеприимства объявляют безвизовый въезд, например, во время проведения «Славянского базара в Витебске», а для граждан Литвы, Латвии, и Польши — так вообще все время, начиная с весны 2022 года. А с другой — по данным правозащитников, в беларусских тюрьмах прямо сейчас по политическим мотивам находятся около 25 граждан иностранных государств: Украины, Польши, РФ, Латвии, Казахстана и Узбекистана.

Что даст мера по дополнительному учету «неместных», и в целом насколько свободно иностранцы могут чувствовать себя в сегодняшней Беларуси, или все находятся «под колпаком» спецслужб? О нюансах присмотра за зарубежными гостями Филин поговорил с публичным представителем BelPol Владимиром Жигарем.

— Цель вышеуказанных изменений — усиление контрразведывательного режима и контроля за пребыванием иностранцев на территории Республики Беларусь, — говорит бывший сотрудник угрозыска. — Особый контроль за иностранцами существовал еще во времена Советского Союза, и в Беларуси эта практика, по большому счету, сохранилась.

Этот вопрос находится в компетенции так называемого ОГиМ — отдела по гражданству и миграции МВД РБ, а также контрразведки КГБ, которая контролирует иностранцев как через возможности МВД, так и через различного рода агентуру — в милиции, гостиницах, турфирмах.

А в связи с развитием частного бизнеса, такого, как агроусадьбы, сдача ИПшниками в краткосрочную аренду жилья, а также открытия безвиза для граждан иностранных государств, часть иностранцев несколько выпала из-под контроля МВД и КГБ. Новая норма направлена как раз на возврат такого контроля.

— Возможно, наивный вопрос: при желании не так сложно снять квартиру на подставное лицо. Что даст требование сообщать в милицию об иностранцах? Или в условиях тотального страха, боясь, что может «сдать» сосед или родственник, собственники сами будут выполнять новые нормы?

— Таким образом можно снять жилье только неофициально, а на это сейчас мало кто соглашается из его владельцев. Потому что сдача в аренду комнаты, квартиры, усадьбы без документального оформления и уплаты налога влечет как минимум административную ответственность.

Кроме того, в обязанности тех же участковых инспекторов милиции входит знание, как говорят сотрудники, «проживающего контингента» на закрепленной территории — и нелегальных квартиросъемщиков участковые могут довольно легко выявить, если они неплохо контролируют оперативную ситуацию в своей зоне контроля.

А при официальной аренде жилья, долговременной либо посуточной, необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, оформить соответствующий договор — и пожалуйста, человек попадает в поле зрения как минимум МВД.

Не приведут ли новые нормы к отказу сдавать жилье иностранцам, чтобы не иметь с ними проблем даже гипотетически? Владимир Жигарь полагает, что такие случаи возможны, но массовыми они не будут:

— Экономическая ситуация в стране, мягко говоря, достаточно сложная.

В больших городах арендодатели уже достаточно привыкшие к иностранцам, к их платежеспособности, так что не думаю, что будет повальная отмена. Скорее, отказывать в найме будут как раз тем, кто попросится жить неофициально — потому что овчинка выделки не стоит, и это может быть чревато слишком большими проблемами для арендодателя.

Поэтому, на мой взгляд, «сообщать куда надо» они будут и сами. Из личного опыта: когда мы в Минске снимали квартиру 8-9 августа, то, как выяснилось, «сдал» нас как раз арендодатель — я сам проверял по линии 102, никаких вызовов на те адреса не было.

Уже когда нас задержали и выводили из подъезда, люди, которые это видели, звонили в милицию, но никакой реакции не последовало — значит, в милиции знали о том, что происходит, и собственник жилья был в курсе и на связи с сотрудниками.

— Если взять шире, насколько иностранцы могут чувствовать себя свободно в теперешней Беларуси? Советские практики иметь агентов КГБ среди портье и вахтеров в гостиницах и общежитиях, вести прослушку и отслеживание перемещений — это сегодня страшилки, и спецслужбы не так всесильны и вездесущи, как хотят показать, или все сохранилось?

— Тотального контроля за иностранцами, как во времена Советского Союза, сейчас в Беларуси, конечно, нет. Нашу страну посещает много граждан других стран, поэтому физически невозможно плотно всех контролировать.

В то же время, при необходимости те же МВД, КГБ, ОСАМ, Госпогранкомитет — имеют возможность слухового контроля в помещениях, контроля телефонных переговоров и, естественно, контроля за перемещениями — так называемого наружного наблюдения. Но, по нашим сведениям, такая работа ведется достаточно точечно и по нужным объектам.

То есть, те структуры, которые я упомянул, имеют источники информации в каждой гостинице, и у них нет необходимости — да и нет возможности, в силу ограниченного количества сотрудников и огромного количества иностранцев — устраивать тотальный, поголовный контроль.

— Получается, всех поголовно не отслеживают, но и МИДы, например, Литвы и Польши не без оснований рекомендуют своим гражданам воздержаться от поездок в Беларусь.

— Возможностей с точки зрения людского потенциала у так называемых «правоохранительных» силовых структур не так много, но точечно, если какой-то человек вызывает их интерес, его начинают контролировать уже непосредственно при въезде в Беларусь.

Литовцы, поляки, немцы живут в европейском обществе, в демократических государствах, и такие «совковые» вещи им чужды. Они видели работу советского КГБ в каких-то фильмах, читали в книгах, но считают, что это уже история.

А Беларусь как раз является той страной, которая фактически застряла в прошлом, и очень многие методики и подходы не отличаются от Советского Союза.

А любой иностранец, особенно если мы говорим о странах «недружественных» для режима Лукашенко, вызывает повышенный интерес — и, естественно, за ним начинают присматривать.

К тому же в общей массе приезжающих их гораздо меньше. Россиян, представителей арабских стран в Беларуси сегодня много, в отличие от поляков, итальянцев или французов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(8)