Филин

Сергей Василевский

Зачем патриарх Кирилл решил напомнить белорусам, что они «русские»

Филин обсудил последние новости с политическим обозревателем Юрием Дракохрустом.

Фото Violetta Savchits

— Глава комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Картаполов заявил, что не исключает востребованности миротворческих сил ОДКБ в Украине. Не станет ли это тем предложением, от которого официальный Минск не сможет отказаться?

— Теоретически белорусские войска поучаствовать могут. И в какую форму это можно обернуть — миротворческий контингент или участие в рамках договоренностей по линии «союзного государства» — вопрос вторичный. Это в первую очередь политическое решение.

Тем более что последний саммит ОДКБ показал, что все остальные участники, кроме Беларуси, никакого желания в этом участвовать не имеют. Что очень выразительно продемонстрировали: когда Путин объяснял им, какие страшные эти НАТО и Украина, они ему говорили про Афганистан и какие-то другие сюжеты, делая вид, что они его не слышат.

В этой ситуации объявить акцию всего ОДКБ, когда большинство ее членов говорит, что не видит никаких причин для задействования устава организации, а только Беларусь на это согласна, выглядит не очень красиво. Все это может обернуться очередной оплеухой для Москвы.

Если будет уж очень большое желание, то войска отправят на основании союзного договора. Или на основании белорусской Конституции. В конце концов, будет объявлено, что на Беларусь напали. И она вступит в войну, не ссылаясь даже на ОДКБ. Это самая очевидная и простая схема.

Но, повторюсь, когда будет принято политическое решение. К слову, в мае генсек ОДКБ Станислав Зась заявил, что на том саммите в Москве вопрос привлечения миротворческих сил организации не ставился, что никто не запрашивал их помощи.

Так что, мало ли, какие мысли приходят в голову Андрею Картаполову. Тем более что все, кто наблюдал за тем саммитом, могли увидеть, какие позиции занимают члены ОДКБ.

Что решит Лукашенко? Я смотрю последние новости просто сейчас. Одна из них — заявление Зеленского о том, что Украина считает маловероятным нанесение удара со стороны Беларуси. Не говоря уже о введении войск. 

— В Беларусь прилетал глава Русской православной церкви патриарх Кирилл. Его слова разлетелись по СМИ: он заявил, что место нашей страны на Востоке, а также подчеркнул, что под русскими подразумевает и белорусов, и украинцев? Почему именно сейчас прозвучали эти слова?

— Это давным-давно является концептом РПЦ. Эти заявления звучат уже десятки лет, я помню их. Другое дело, что он напомнил об этом, приехав в Беларусь. И это, конечно, не случайно. Это определенный жест в отношении паствы.

Патриарх — не только духовный лидер, но и политический. Не исключено, что в той же Москве люди видят всякие опросы по поводу отношения белорусов к войне и вряд ли им это нравится. И там могла появиться мысль: «А давайте мы пошлем туда патриарха, люди там в основном православные. А он и напомнит православным белорусам, что мы братья, одно целое».

Думаю, это именно такая могла быть идея. Особенно на фоне происходящего в Украине, где УПЦ фактически вышла, что называется, из-под амфора Крутицкого подворья. А в Беларуси другая ситуация. Считать ли это прологом к объединению с Россией? Я не думаю. А что до его слов о месте нашей страны на Востоке, то здесь, наверное, имеется в виду цивилизационный Восток.

— Пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз обвинил чиновников из ЕС в провоцировании голода и пообещал напоминать им об этом все время. Будет ли услышан голос белорусской дипломатии, учитывая то, что уже сейчас сообщается о договоренности между Турцией и Украиной о транспортировке зерна по морю при участии российской стороны?

— Думаю, вряд ли. Я слежу за российской пропагандой. Где-то месяц назад возник новый нарратив, который повторяют и пропагандисты, и руководство российского МИДа: мол, Запад провоцирует всемирный голод. Запад виноват в том, что он поддерживает Украину, вводя санкции в отношении России. В этом смысле, Глаз повторяет те нарративы, которые приходят от «старшего брата».

Как это, к слову, было и раньше. В Москве заговорили о том, что Польша хотела бы расчленить Украину. И тут же эти слова подхватил Лукашенко. Идет обмен этими нарративами. Но я не думаю, что этот нарратив будет воспринят, если даже он будет исходить от Москвы, которая все же имеет больше возможностей для донесения своих мыслей.

По той причине, что всем очевидно: санкции были введены из-за войны, которую начала вовсе не Америка, и не Украина. Начала ее Россия. Думаю, в мире многие понимают, что хлеб из Украины не идет потому, что Черное море блокировано российским флотом. Мариуполь, где был огромнейший порт, вовсе разнесли в клочья. Что сегодня можно экспортировать из Мариуполя, и кто его разбомбил?

Что касается Беларуси, то она и правда является крупнейшим производителем калийных удобрений, но не единственным. Беларусь — не монополист на этом рынке, блокирование которого обрушило бы всю мировую экономику. В конце концов, нам не запрещено продавать калий каким-то образом в Китай, Индию или Бразилию.

В этом смысле сказать, что исключение Беларуси из поставок калийных удобрений — это шаг ко всемирному голоду, не приходится. С другой стороны, у Анатолия Глаза не так и много аргументов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(28)