Политика

Является ли для России выигрышным примирение Ирана и Саудовской Аравии?

Политолог Александр Баунов – о последствиях «важнейшего события минувших дней»: восстановления дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией.

– Внешне это событие выглядит как «плохо для Америки, хорошо для России», – пишет Баунов. – Потому что главного (до войны) врага США — Иран, который теперь еще и чуть ли не единственный не особо таящийся союзник России, и их же важнейшего в арабском мире протеже, Саудовскую Аравию, помирил Китай, теперь официально соперник Америки.

Вдобавок примирение соответствует российскому идеалу решать региональные вопросы без участия глобальной супердержавы (участие другой глобальной державы пока подозрений не вызывает). Американцы были в курсе через саудитов, но не участвовали. И, похоже, не препятствовали.

Примирение главных региональных врагов при помощи Китая ведь не только делает Ближний Восток менее зависимым от США, оно делает Иран менее изолированным, более предсказуемым, меньше склонным к безоглядной «солидарности изгоев».

А главное, оно делает более предсказуемым нефтяной рынок. Из Персидского залива через Ормузский пролив идет что-то вроде одной пятой потребляемой Китаем нефти. И конечно Китай примирил соперников прежде всего в своих интересах.

Более стабильный и менее взрывоопасный рынок ближеневосточной нефти, вообще снижение военно-политических рисков у двух важнейших производителей нефти Востока делает положение России как поставщика менее выигрышным и эксклюзивным,  — для того же Китая, который в случае чего сможет жестче торговаться.

Вот уже и Индия подписалась соблюдать потолок (связи нет, есть настрой и выбор).

Конечно, восстановление дипломатических отношений (прерваны в 2016 после погрома в саудовском посольстве в Иране после казни шиитского проповедника в Саудовской Аравии) — это не вечный мир: региональные войны, где помирившиеся поддерживают разные стороны, продолжаются. 

Но это тот случай, где условный минус Америке и плюс Китаю совершенно не автоматически конвертируется в плюс России. Вообще отправив себя спросонья в положение, где только армия и флот (о чем с гордостью неоднократно объявлено),  трудно ожидать плюсов от любой, даже не западной дипломатии.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(11)