Экономика

Катерина Батлейка

Харитончик – о росте ВВП на 4%: «Беларусская экономика продолжает перегреваться избыточным стимулированием»

Экономист Анатолий Харитончик в комментарии «Салідарнасці» — с анализом квартального ВВП и прогнозом прироста в этом году.

ВВП Беларуси вырос на 4,1% в январе-марте этого года. Об этом пишет Евразийский банк развития в своем еженедельном макрообзоре. За счет чего мы видим такие цифры, растет ли в действительности беларусская экономика и чего ждать по итогам 2024-го, «Салідарнасць» обсудила со cтаршим научным сотрудником BEROC Анатолием Харитончиком.

— Мы говорим о росте экономики в первом квартале текущего года по сравнению с первым кварталом прошлого года. В этом году у нас есть фактор в виде високосного года — один дополнительный день добавил примерно один процентный пункт к квартальному приросту ВВП, — объясняет экономист. — Без него прирост был бы около 3%.

Анатолий Харитончик

Эксперт считает, что целесообразней смотреть как изменился объем ВВП в первом квартале этого года по сравнению с четвертым 2023-го.

— По моей предварительной оценке здесь мы увидим, что ВВП вырос примерно на 0,5%. В четвертом квартале прошлого года динамика была нулевая, однако в первом-третьем — примерно в три раза выше в среднем за квартал.

То есть на самом деле рост экономики сейчас (в четвертом квартале прошлого года-в первом этого) сильно замедлился по сравнению с тем, который наблюдался в первом-третьем предыдущего года. Однако рост все еще есть, и на это влияют два фактора.

Первый, отмечает экономист — сильный внутренний потребительский спрос, который все еще подогревается стимулирующей экономической политикой. Второй фактор — внешний спрос, в первую очередь со стороны России, однако он тоже неустойчивый и смещен в сторону «военки» и смежных отраслей.

— Меры, которые предпринял Нацбанк в конце прошлого года, лишь немного снизили масштаб денежно-кредитного стимулирования. Условия кредитования не стали жесткими: по-прежнему остались мягкими, только в меньшей степени, и это все еще сопутствует расширению потребительского спроса.

Здесь же сыграло введение льготного кредита под 4% и стремительный рост зарплат в первом квартале.

Также рост нашей экономики поддерживал рост экономики РФ. Он все еще подогревается высокими военными и социальными расходами. Российский рост смещенный, но беларусская промышленность встроилась в эти производственные цепочки и пытается удовлетворять избыточный спрос.

И несмотря на то, что производственные мощности в Беларуси загружены по-максимуму, а работников дефицит, работа идет на износ, поэтому мы наблюдаем неплохой рост в первом квартале.

Квартальный прирост в 0,5% — это все еще несколько выше, чем сбалансированные темпы роста для беларусской экономики. Это означает, что экономика все еще продолжает перегреваться избыточным стимулированием.

Однако говорить об устойчивости этого роста Анатолий Хариточик пока не стал бы.

— Как бы чиновники не хвалились ростом инвестиций, если мы уберем влияние високосного года, то увидим, что на самом деле в первом квартале они сократились по сравнению с четвертым прошлого года. И объем инвестиций сейчас на уровне 2007 года.

То есть качество экономического роста сейчас выглядит крайне низким и все более тревожным для макроэкономической сбалансированности, поскольку экономика продолжает перегреваться.

Сам Харитончик оценивает рост беларусской экономики в этом году на уровне 2%, если не случится масштабных шоков.

— Эти 2% — это все еще стагнационная динамика, потому что в рамках Беларуси это крайне низкий рост. Почему ожидается такой рост? В принципе, мы достигли потолка загрузки производственных мощностей. Дальше расти высокими темпами становится сложно.

К тому же у нас есть жесткий ценовой контроль, который подавляет и без того ограниченный инвестиционный потенциал.

У властей на этот год был прогноз в прирост 3,8%. Экономист считает, что выполнить его будет крайне сложно, к тому же это будет иметь нехорошие последствия в будущем.

— Середина года будет той точкой для властей, когда им придется решать, чего же они хотят: попытаться обеспечить рост экономики в 3,8%, либо сдерживать дальше инфляцию.

Эти цели противоречивы в условиях, когда экономика перегрета. Если они выберут первый путь, для этого потребуется существенное наращивание внутреннего стимулирования.

Это приведет к тому, что перегрев экономики к концу года может достичь 5-6%. Такие дисбалансы в экономике мы видели только пару раз — перед кризисом 2009, 2011 и 2014-2015 годов. Не буду утверждать, что мы обязательно увидим что-то подобное, если сбудется этот сценарий.

Но экономика станет настолько хрупкой и разбалансированной, что любое сильное потрясение из внутреннего или внешнего сектора приведет к крайне печальным последствиям.