Витис Юрконис: «Во время войны не время для туризма воюющих или замешанных стран. А белорусский режим, к сожалению, втянул Беларусь в войну»

Политолог и глава литовского офиса Freedom House Витис Юрконис – о визовой политике Литвы и отношении литовцев к своим южным соседям.

– Нужно сказать, что Литва не выдавала туристических виз с начала ковида, – напоминает в эфире «Немецкой волны» Витис Юрконис, комментируя инициативу Латвии приостановить действие и выдачу туристических виз в ЕС гражданам Беларуси и России.

Витис Юрконис. Фото: J. Stacevičiaus/LRT

– И с самого начала войны было заявление МИДа, что приостанавливается выдача виз как для россиян, так и для белорусов. Поэтому я не понимаю, зачем нужно изобретать велосипед сегодня, – говорит Юрконис.

– Но в целом во время войны не время для туризма воюющих или замешанных стран. А белорусский режим, к сожалению, втянул Беларусь в войну.

– В прошлом году почти 10 тысяч белорусов получили ВНЖ в Литве. Как изменилась эта ситуация после начала войны?

– Политика Литвы, по сути, не изменилась, но изменился спрос на визы. Был виден скачок и по поводу запросов, и даже поток выданных виз с начала войны увеличился. И это, несмотря на то, что есть административные ограничения, такие как сокращенный штат (консульства Литвы – «С»).

Также был большой поток из IT-сектора, но там тоже все было более-менее понятно. После войны также был скачок запросов от молодых ребят – от срочников до бизнесменов – которые до лета 2022-го вели свой бизнес, а сейчас из-за санкций против Беларуси и России им стало сложнее работать.

Так что тут есть и какой-то моральный аспект, – отмечает правозащитник, – особенно зная, что десятки, если не сотни тысяч белорусов до 2022 года были вынуждены покинуть свою страну из-за преследований. И они не имеют возможности сейчас просто съездить на Родину.

Поэтому тут мне надо подчеркнуть, что основная задача как международного сообщества, так и белорусского демократического общества – это думать не про то, как вывезти всю Беларусь, а как вернуть белорусов на родину и как сделать так, чтобы они могли безопасно возвращаться в свою страну.

Потому что, если заниматься только вывозом, это может быть бесконечной историей, и мы частично это видели в 2006 и в 2010 годах.

Правда, сейчас масштабы куда громаднее, и я думаю, что каждый белорус должен это осознать и ответить самому себе на вопрос, грозит ли ему опасность и почему он вывозит своих родственников. Из-за того, что на территории Беларуси ему есть некоторые угрозы или все-таки так комфортнее и спокойнее?

– Изменилось ли отношение литовцев к белорусам после начала войны?

– Я думаю, что большинство литовцев сочувствует белорусам. Они помнят свою историю. То есть, есть и географическая, и историческая, и человеческая близость, которая является фундаментом политической воли Литвы помогать демократической Беларуси, – говорит Юрконис.

Мы часто слышим опасения по поводу изменения визовой политики или ВНЖ. Я это понимаю, потому что люди находятся в чужой стране, а у них в стране продолжаются репрессии.

Но из того, что я слышу от литовских чиновников, политическая воля не меняется, понимание той ситуации, в которой находятся белорусы, есть, и Литва продолжает об этом говорить на уровне не только своей страны, но в целом в Брюсселе.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(21)