«В момент поединка она похожа на птицу, защищающую свое гнездо»
Увлеклась «мушкетерством», выиграли три олимпийских золота и прыгала с балкона от бандитов. «Салiдарнасць» рассказывает о беларуске — олимпийской чемпионке по фехтованию Татьяне Петренко-Самусенко.
Трехкратная олимпийская чемпионка, пятикратная чемпионка мира, она вписала свое имя в историю Олимпиады и не дала загнуться отечественной школе фехтования в 90-е.
Татьяна родилась в Острошицком городке, под Минском, в 1938-м. Впрочем, своего отца девочка почти не знала — погиб в финскую войну. Да и раннее детство провела практически без мамы: ту эвакуировали из Минска в июне 1941 года, и опеку над Таней и ее старшей сестрой Лилей взяла на себя бабушка. Только после войны мать вновь разыскала дочерей.
Сестры были дружны и увлекались, кажется, всем на свете — гимнастикой, танцами, балетом. А вот в фехтование Татьяна попала практически случайно: в школу пришли с рассказом о «мушкетерстве» молодые тренеры, семейная пара, которую часто называют создателями советского фехтования — Герман и Лариса Бокун.
О Германе Бокуне стоит упомянуть отдельно: будущий зампредседателя спорткомитема БССР (по сути, замминистра спорта, курировавший спорт высоких достижений) смог сделать невероятное и доказать первым лицам в руководстве республики, что спорт — это не только футбол.
Его шутка «Кто к нам с мячом придет, тот от меча и погибнет» стала крылатой, и с особой теплотой ее вспоминали как раз фехтовальщики — впрочем, за каждого спортсмена-беларуса в составе олимпийской сборной СССР он бился как лев, и возможно, как раз благодаря ему в Риме в 1960-м случились золотые медали?
Впрочем, до этого события еще несколько лет — а в первые послевоенные годы Лариса и Герман Бокуны искали учеников в ремесленных училищах и «фабзе», в обычных школах, показывая молодежи, что такое фехтование.
Понравилось «мушкетерство» и Тане Петренко — а вот она сама строгому тренеру сперва не очень приглянулась. Только вернувшись с Олимпиады-52 в Хельсинки, он небрежно спросил у жены про новую ученицу: «Ты кого взяла, что это за малое и хрупкое создание? Она же рапиру не поднимет».
А девчушка обиделась — и подняла, да еще как — в 1954 году выиграла юношеское первенство СССР.
Спустя пару лет, правда, Таня к фехтованию охладела — увлеклась фигурным катанием и даже прозанималась три года, но особых результатов не показывала. И тут — знак: зимой 1957-го на стадионе «Динамо» неожиданно растаяла ледовая дорожка, а случайно встреченный тренер Герман Бокун иронично поддел: «Не тем ты делом занимаешься, Таня — твое место на фехтовальной дорожке!»
Девушка снова взяла рапиру в руки, и в 1959-м стала бронзовой призеркой в личном первенстве: сначала на чемпионате СССР, а потом и на чемпионате мира по фехтованию в Будапеште.
А еще через год беларуска в составе советской сборной попала на Олимпийские игры — первые из четырех, где поднялась на пьедестал.
Тогда, в 1960 году, в программу Олимпиады впервые вошли женские командные состязания по фехтованию — и тем ценнее стал выигрыш. В первый же день в поединках с командой Венесуэлы 22-летняя минчанка одержала три победы и вывела сборную далеко вперед.
Затем были встречи с командами Италии, Франции, Германии, оставалась финальная встреча с чемпионками мира из Венгрии, опытными и более титулованными — и вновь тренеры выпустили первой на бой беларуску, и вновь та не подвела — три победы из трех встреч, что задало нужный настрой всем подругам по команде.
Газета «Советский спорт» так характеризовала манеру выступлений Петренко: «Несколько экзальтированная. Великолепный командный боец. Цепкая, бдительная в бою, так называемая трудная соперница… Не пытается взглянуть на себя со стороны: красива или некрасива. В момент поединка Таня похожа на птицу, защищающую свое гнездо. Она клюется, царапается, кричит и заставляет противника отступить».
Потом была Олимпида-1964 в Токио — и серебряные медали команды советских фехтовальщиц, и триумфальное фозвращение на Играх-1968 в Мехико и Олимпиаде-1972 в Мюнхене — и там, и там «золото».
Могла ли Татьяна занять призовые места и в личном первенстве? Вполне — ведь между Олимпиадами она четырежды становилась чемпионкой мира в команде и один раз — лично (1966), восемь раз становилась чемпионкой СССР, дважды брала Кубок Европы.
Но… на главном турнире ее просто не заявляли в индивидуальных соревнованиях: слишком высока была внутренняя конкуренция в команде, и, увы, москвичкам шанс проявить себя давали гораздо чаще, чем сколь угодно талантливой беларуске.
«Выигрывала массу международных турниров, — вспоминала спортсменка, — а на Олимпийских играх в личные соревнования меня не заявляли. Я становилась в позу. В Мехико так поругалась, что едва преждевременно домой не отправили…»
Зато в командных соревнованиях Петренко — к тому времени уже вышедшая замуж и сменившая фамилию на Самусенко — была, без преувеличения, незаменима. Ее выставляли первой, чтобы воодушевить победами всех остальных — и последней, когда требовалось поставить эффектную точку.
40 из 59 проведенных олимпийских боев она выиграла.
Тренировки и турниры не помешали Татьяне Самусенко получить высшее образование в Беларусском политехническом институте (сегодняшний БНТУ), но работать по полученной специальности инженера-конструктора она все же не стала. Даже после завершения карьеры в 1972 году осталась в спорте: работала детским тренером, потом директором СДЮШОР по фехтованию.
Говорят, силы воли и напора заслуженному мастеру спорта было не занимать: она всегда говорила в лицо то, что думала, «с открытым забралом» боролась с несправедливостью и могла публично раскритиковать сколь угодно высоких руководителей.
В 1984-м не побоялась сказать, что лично она — против бойкота советскими властями Олимпиады в США, потому что как раз советским спортсменам от этого хуже.
А еще очень любила принимать гостей и совершенно не умела экономить. «Есть деньги — буду гостей принимать, нет денег — у друзей одолжу, и все равно буду», — бесхитростно признавалась она в одном из интервью.
В 1994 году, когда многим в молодой постсоветской республике Беларусь было, мягко говоря, не до спорта, она организовала — и возглавила — республиканский фехтовальный клуб «Золотой клинок». И уже через год провела первый международный турнир памяти своего наставника Германа Бокуна — и умудрилась привлечь к нему довольно серьезных по тем временам спонсоров.
К сожалению, именно эта ее активность послужила поводом для трагедии. Решив, очевидно, что олимпийская чемпионка и ее муж шикуют благодаря спонсорам, в 1996-м в их дом на Заславской пришли грабители. На мужа Татьяны напали в тамбуре, но тот успел поднять шум — и спортсменка бросилась вначале к телефону, но провод был перерезан, а потом на балкон, звать на помощь, но никто не отозвался.
Оглянувшись и увидев, что бандит с пистолетом уже в комнате, Татьяна решилась на отчаянный во всех смыслах шаг — сиганула с балкона через ограждение. Упала она со второго этажа, но очень неудачно, на оставленные кем-то кирпичи. Травма позвоночника, множественные переломы обеих ног, ступни, которые врачи буквально собирали заново — 58-летняя Татьяна Самусенко восстанавливалась после бандитского налета долго и трудно.
Грабителей, к слову, так и не успевших вынести ничего из дома, поймали по горячим следам — крики все же привлекли внимание соседей и те вспомнили машину на незнакомых номерах. Но здоровья фехтовальщице, к сожалению, наказание преступников не вернуло. Она упрямо встала на ноги, но новой тяжелой болезни ослабевшие кости не выдержали, и в январе 2000 года экс-олимпийской чемпионки не стало.
Удивительно, но спортивная династия Самусенко продолжилась через поколение. В 2020-м, как обратила внимание Трибуна, внук ее мужа Александр Чупенич выступил на Олимпиаде за Чехию и взял бронзу, также на рапирах.
Читайте еще
Избранное