«В 2020-м власти открыли принцип: «не до законов». Теперь выясняется, что он может работать в обратную сторону».

Мнение: если McDonalds закрывает сотни ресторанов в России, так тем более нет смысла держать открытыми рестораны в Беларуси.

– Потешный нейтралитет и показной пацифизм никого не обманул, – пишет автор телеграм-канала «Письма к дочери». – Вчера ЕС официально признал белорусские власти соучастником российской агрессии против Украины. И, как я понимаю, это символическое решение имеет серьезный практический смысл. Потому что снимает последние препятствия морально-юридического свойства, которые могут еще были у западных чиновников, политиков и бизнесменов.

В августе 2020 года белорусские власти открыли юридический принцип: «не до законов». И теперь вот выясняется, что этот принцип может прекрасно работать в обратную сторону. Можно запрещать экспорт, не дожидаясь истечения срока действия контрактов, можно отключать SWIFT без многомесячных согласований. И сколько ты потом не жалуйся телевизору на вселенскую несправедливость — ничего не изменится. Потому что наступили такие времена, когда не до законов.

Вот сегодня ЕС примет решение об отключении от SWIFT трех белорусских банков, а вчера Беларуси и России уже запретили экспорт продукции деревообработки. Прочих воспитательных мер пока не анонсировали, но, надо думать, они не замедлят воспоследовать.

Но санкции от европейских чиновников — это теперь вершина айсберга. Есть же еще самоограничения западных компаний, которые одна за другой уходят из России, не дожидаясь, пока их об этом попросят западные бюрократы. И, как я понимаю, после признания белорусских властей соучастником, у этих компаний мало причин, чтобы оставаться в Беларуси.

Если McDonalds закрывает сотни ресторанов в России, так тем более нет смысла держать открытыми рестораны в Беларуси. И если Shell и BP отказываются от российской нефти, то мало кто захочет связываться с белорусским бензином. Потому что в ситуации «не до законов», когда санкциями лупят по широким площадям, есть риск словить последствия рикошетом.

Конечно, вслед за старшим собратом, у белорусских властей может появиться искушение национализировать что-нибудь оставшееся бесхозным. Но от национализированного имущества мало будет пользы без западных денег и западных технологий.

Вообще я не знаю, конечно, получают ли российские власти от всего происходящего чувство глубокого геополитического удовлетворения. Такая уж у русских властей загадочная душа. Может они смотрят на очереди у банкоматов сограждан, которым запретили покупать валюту и получают от этого моральное удовлетворение.

Но я практически не сомневаюсь в ощущениях, которые испытывают белорусские власти. Я уверен, что они там каждый день у себя (тут было бы уместно употребить слово, которое я здесь употребить не могу, поэтому напишу) все больше удивляются. И бывает, что удивляются так сильно, что даже сказать ничего не могут.

Потому что две недели назад у них за спиной была Россия, у которой можно было выпросить много всего нужного. А сейчас старший союзник превратился в мертвый груз, который тянет их за собой на дно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(60)