Филин

Яна Соколова

Усов: «Инвентаризация в любой момент может превратиться в мобилизацию»

Для чего Лукашенко поручил военкоматам проверить всех военнообязанных, которые числятся в запасе, в интервью Филину объясняет политолог.

«Как только в России объявили мобилизацию, мы видим, какие там недостатки. Не будем влезать в существо вопроса – это дело РФ, как проводить мобилизацию, – заявил правитель Беларуси на совещании с силовым блоком. – Но когда разослали повестки, некоторых людей на месте не оказалось в России. Кто-то умер, кто-то сбежал, кто-то больной непонятно какой и так далее. Это для нас урок».

Павел Усов

– Основная цель совещания с силовиками – это политическая и идеологическая реакция на собственное долгое молчание Лукашенко после визита в Сочи, после поездки в Абхазию, – отмечает в интервью Филину Павел Усов.

Второе – это реакция на довольно мощное информационное воздействие и на власть, и на общество со стороны демократических организаций, которые подчеркивали угрозу появления здесь российских войск и прямого включения Беларуси в войну, в том числе и мобилизацию.

Третий момент – это демонстрация того, что Лукашенко еще сохраняет какой-то внутренний суверенитет, и он определяет ту политику и то стратегическое направление, по которому будет идти и развиваться Беларусь. Прежде всего, для общества и окружения сказать, что он еще все-таки условно президент.

Ну и конечно, был сделан ряд заявлений, которые подготавливают идеологическую почву для дальнейшей милитаризации Беларуси, в том числе, для более активного вовлечения в военные действия России.

Лукашенко подчеркнул, что Беларусь и так участвует в «специальной операции», пускай и пассивно, чего никогда не делал, а утверждал, что страна только защищается и нейтрализует угрозы.

Еще один момент – повышение градуса внешних угроз со стороны Литвы, Польши, стран НАТО. Было упомянуто о том, что будет приготовлен так называемый адекватный ответ на концентрацию сил НАТО у границ Беларуси. И таким адекватным ответом выглядит то, что на территории Беларуси появится расширенный российский контингент, по сути, ударная группировка, наподобие той, которая была сконцентрирована на нашей территории в феврале.

Конечно, тут Россия имеет свои цели и задачи, но, с другой стороны, это также попытка объяснить обществу и мировому сообществу, что это реакция на действия стран НАТО, а не российская, по сути, полномасштабная оккупация и не демонстрация того, что Лукашенко уже, очевидно, ничего в стране не решает.

Что касается вопроса по мобилизации, также был сделан упреждающий шаг исходя из того, что произошло в России, и исходя из понимания самим Лукашенко, что какая угодно мобилизация в Беларуси вызовет негативную реакцию, поэтому он пытается затушевать или скрыть эту мобилизацию за инвентаризацией.

По сути, эта инвентаризация в любой момент может превратиться в мобилизацию. Основная задача таких практик – снизить негативную реакцию общества в случае, если бы открыто была проведена мобилизация.

– На совещании с силовым блоком Лукашенко поручил военным пойти по заводам и ведомствам, чтобы народ ценил то, что «делается в нашей стране для защиты населения». Это пропаганда в массы или поиск инакомыслящих?

– Думаю, что это подготовка к системной идеологической обработке, чтобы предупредить возможные взрывы и негативную реакцию. Но она и так будет на действия Лукашенко и на присутствие российской армии в Беларуси. Это так или иначе будет иметь негативные последствия как для режима Лукашенко, так и для общества.

Лукашенко все еще надеется на то, что пропаганда будет иметь какой-то эффект, и если рабочим на предприятиях начнут промывать мозги, они станут более лояльны в самый критический момент. Это свойственные для него заблуждения. Настолько сильное недоверие населения сейчас ко всему тому, что делает Лукашенко...

Единственное, что сейчас подкармливает пассивную лояльность общества, – это факт того, что на территорию Беларуси не перенесена война. И второе то, что регулярными практиками режима стали террор и репрессии. Не пропаганда дает эффект, а репрессии.

Поэтому, с одной стороны, Лукашенко пытается легитимизировать и информационно обработать общество, а с другой стороны, демонизирует тех, кто борется с ним, и как на уровне идеологическом, так и на практическом пытается сделать из них убийц и террористов.

Это естественные практики режима, который потерпел внутренний коллапс. Других методов воздействия на сегодняшний день у Лукашенко просто нет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(24)