Улицкая: «Повторяется болезнь советского времени: не проговаривать самое важное»

Писательница – о мотивации Владимира Путина и конце мира империй.

– Я родилась в 1943 году во время Второй Мировой войны. Оба моих деда сидели в сталинских лагерях. В моей семье политические вещи обсуждались шепотом и желательно в отсутствии детей, – рассказывает в интервью И Грянул Грэм Людмила Улицкая. – Поэтому это ощущение общественной жизни, которая сильно отличается от жизни семейной, сейчас просто возрождается. В том смысле, что есть вещи, о которых лучше молчать, чем говорить.

Но это вообще болезнь советского времени: не проговаривать самое важное. Мы постоянно говорим о вещах малозначительных, о каких-то мелких успехах, выполнении плана, а важное всегда остается в тени.

Писательница настаивает на том, что российско-украинскую войну нужно называть войной, а не «военной операцией» или военной прогулкой.

– Так как военные действия идут и другого слова как война им не подобрать. Конечно, можно ожидать всего, и я с большим страхом думаю о применении небольшой ядерной бомбочки. Потому что загнанный в угол человек с известной нам психикой, на самом деле вполне на это способен.

Улицкая делится своим впечатлением о действиях Владимира Путина, который, по словам писательницы, «для сохранения власти готов на любые шаги».

– А поскольку его власть сейчас находится под угрозой, я думаю, он будет защищать ее всеми возможными способами. Это мое впечатление, но я на нем не настаиваю.

Сравнивая постнацистскую Германию и постсоветскую Россию, Улицкая отмечает, что в Германии произошла смена власти, а в России, по сути, нет.

– Раньше было две силы: партия и КГБ и между ними были какие-то тайные взаимоотношения, некая подковерная борьба, о которой народ мог и не знать.

Но сегодня двух сил нет и эту ситуацию можно расценить как полную победу секретных служб, потому что во главе государства стоит человек оттуда. И это чрезвычайно важно и существенно.

Я буду счастлива, когда во главе России будет стоять бывший инженер, бывший врач, человек, который имел какую-то иную профессию. Даже пусть он будет профессиональный политик, но без этого партийного опыта жизни, который имеет сегодняшний российский руководитель. Это очень токсичное прошлое, я в этом совершенно уверена.

Мир империй закончился. Современный мир не имперский, а построенный совсем по другим принципам. Они еще не вполне себе определились. Мы живем в мире, который только вырабатывает новые принципы будущей жизни.

Совершенно ясно, что старые формы уже не годятся. И даже старые демократические государства тоже стремятся каким-то образом поменять свои структуры. И в этом смысле это чрезвычайно интересное время больших перемен.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(31)