Ученые, которым Лукашенко ежегодно дает ЦУ, наслушались от него нового. А выполнено ли старое?
Какие задачи правитель поставил представителям НАН на этот раз? И что мы уже слышали в прошлые годы.
Во вторник Александр Лукашенко пригласил в свой Дворец около 250 ученых, где торжественной церемонии с вручением госпремий предшествовал «большой разговор» о науке. Как мы уже отметили, две трети визитеров были без масок.
Из «первых уст» прозвучало, что Беларусь находится на важном историческом этапе: «судьбоносном и даже переломном». И указал на роль собравшихся в нем:
– Каждый из вас – личность в истории. Во многом вы формируете мировоззрение нации. Очень важно, чтобы ваши действия и поступки отвечали интересам государства.
Что еще прозвучало во Дворце независимости (цитируем по БЕЛТА):
«И сохранить науку в стране, оставшейся после распада Советского Союза с разваленной либеральными реформами экономикой и долгами, – был вызов. Мы его приняли, потому что знали: наука – фундамент нашей государственности.
Люди, которые посвящают свою жизнь тяжелейшему труду ученого, как бы банально это ни звучало, – золотой фонд нашей нации. Рад, что вы сумели разумно распорядиться своими интеллектуальными возможностями, потенциалом, которые предоставило вам в том числе и государство» (Лукашенко).
«Мне нравится ваша решительность. Последний раз я в этом убедился, когда была поставлена задача произвести свою вакцину от коронавируса и создать собственное производство.
Думаю, мы вовремя введем тот завод по производству вакцины, который наметили. Нам нужна мощная наука и, самое главное, производственная база по производству вакцин, еще раз подчеркиваю, не только от коронавируса» (Лукашенко).
«Из стратегических задач сегодня для науки и производства – это повышение эффективности научных изысканий, создание современных технологий и их широкое внедрение. Это для нас главное.
Да, нужна и фундаментальная наука, без нее не может быть никакой прикладной науки. Но если будем заниматься только фундаментализмом и теоретизировать и не получим от прикладной науки, не будем ее развивать, мы загубим науку вообще.
Мы обязаны обеспечить выход экономики на уровень устойчивого инновационного развития и значительно повысить валовой внутренний продукт» (Лукашенко).
Отметим, судя по сводкам из Дворца независимости, правитель был доброжелателен к визитерам и в хорошем расположении духа. Но так было не всегда. Впрочем, как и поставленные им задачи в прошлые годы выполнялись теми – не всегда.
К примеру, в 2017-м Лукашенко обсуждал с учеными развитие страны на 25 лет вперед – стратегию «Наука и технологии: 2018−2040», 40-страничный документ, в котором описано, какой высокотехнологичной должна стать Беларусь. Вот на что должна была опираться «Беларусь интеллектуальная»:
- полноформатное внедрение цифровых технологий;
- развитый неоиндустриальный комплекс (системы искусственного интеллекта; повсеместная роботизация и использование сенсоров; внедрение технологий промышленного интернета и интернета вещей и пр.);
- высокоинтеллектуальное общество.
Интеллектуальная экономика Беларуси должна строиться по принципу «Обгонять не догоняя».
В январе 2020-го Лукашенко обещал «допросить» руководителя Национальной академии наук по поручениям, которые были даны им в предыдущие годы: «Я имею в виду и электромобиль, еще какие-то направления… Где оно, на каком уровне?».
Или же в сентябре 2020-го. На встрече с учеными Лукашенко заявил: «Я очень хочу, чтобы вы не просто подключились к разработке новой пятилетней программы и прогноза развития нашего государства. Я хотел бы, чтобы предложения наших ученых стали фундаментом этой программы. Чтобы она была реальной и выполнимой».
Читайте еще
Избранное