Тышкевич: «Тонуть в вонючей луже последствий действий российской военщины захотят явно не все»

Аналитик — о перспективах и последствиях соучастия Беларуси в российской агрессии.

Обновленная конституция, с принятием которой режим так стремился к легитимизации, на самом деле стала не страховкой, а угрозой для власти. Аналитик Украинского института будущего Игорь Тышкевич пояснил, как белорусский правитель выкопал себе яму.

— Если мы говорим не о революции, а о такой вещи, как дворцовый переворот, то сила, которая его осуществляет, ищет легальные поводы — утверждения, что она действует в рамках закона, — говорит аналитик.

Для белорусского общества это вдвойне важно, для окружения Лукашенко — втройне важно показать, мол, все что мы сделали, сделано в рамках закона.

Принятием конституции и соучастием в военной агрессии, подчеркивает Тышкевич, режим создал для себя большую угрозу.

— В тексте новой конституции есть несколько прямых норм, в том числе об «исключении агрессии с территории Беларуси» (статья 18) и отстранении президента от должности за грубые либо систематические нарушения конституции (статья 88).

Впрочем, в белорусских законах нет определения, что считать таковой агрессией. Зато оно есть в документах ООН, которые ратифицированы Беларусью. В определение входит в том числе пункт «действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства». При этом, подчеркивается в отчетах Генассамблеи ООН, никакие соображения политического, экономического или любого другого характера не могут служить оправданием агрессии.

— Беларусь уже участвует в агрессии против Украины. Но к Лукашенко есть одна маленькая лазейка: признать Беларусь оккупированным государством. Лишь в этом случае ответственность с Лукашенко переходит на Путина, — отмечает аналитик, — и в случае, когда запахнет жареным, такие механизмы могут быть использованы.

При ухудшении ситуации для РФ может появиться достаточное количество чиновников и силовиков, не желающих разгребать последствия агрессивной политики Путина. А в случае недовольства части окружения Лукашенко они будут иметь легальные, законные возможности для действий.

Аналитик не исключает и сценария, что правитель попробует «обнулиться» в 2025 году и вновь попытается занять пост президента.

— Но я повторяю то, в чем был уверен еще в августе 2020-го: это последний его полный электоральный цикл, от выборов до выборов. На следующем этапе будет хуже. В случае же, если Беларусь напрямую вступит в войну, то и перспективы 2025 года весьма туманны.

И вопрос не только в действиях оппозиции, вопрос в возможностях и обоснованиях действий окружения самого Лукашенко. Тонуть в вонючей луже последствий действий российской военщины захотят явно не все, — резюмирует аналитик.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(48)