Филин

Яна Соколова

«Тотальный кэш. Вспомните советские времена — тогда так и было»

Станет ли серьезным ударом для белорусской экономики шестой пакет санкций ЕС, который, как ожидается, может затронуть три белорусских предприятия и ряд банков — Филин обсуждает с экономистом Ярославом Романчуком.

Напомним, по данным источников агентства Bloomberg, под санкции могут попасть ОАО «Беларуськалий», Белорусская калийная компания, а также нефтеперерабатывающий завод «Нафтан».

— Как можно отличить белорусские и российские калийные удобрения, и будет ли этим заниматься Китай, Индия или Бразилия, которые являются основными покупателями — вот вопрос. Санкции могут быть, но это всегда вопрос имплементации, — объясняет Ярослав Романчук. — Поэтому в отношении калия при наличии инфраструктуры продажи экспорта будут прокладки, будут другие структуры.

Вместо калийных удобрений будет написано, например «смесь для повышения плодородия почвы». Голь на выдумки хитра. Схематозники будут этим пользоваться, чтобы обойти правила. Поэтому нет шансов радикально сократить экспорт, но какая-то часть удобрений, конечно же, на рынок не попадет. Какая — мы не знаем, потому что неизвестно, заработают ли схемы, все ли покупатели готовы этим санкциям подчиняться.

В Швеции за проституцию садят не человека, продающего услуги, а того, кто их покупает. Здесь нет такой системы, когда санкции на удобрения предполагают наказание не только для Беларуси, но и для страны, которая покупает. Попробуй слови.

Тем более, структуры, которые покупают, могут быть в офшорах — где угодно. По формальным юридическим критериям какие-то процедуры не будут соблюдены. Поэтому все будет развиваться в прежнем режиме.

Санкции имеют всегда две стороны. Первая — принятие, вторая — имплементация. Куча новых компаний, о которых никто не слышал и никогда не знал. Частные собственники, непонятная юрисдикция. Через них пойдут грузы с калийными удобрениями. Главное — чтобы были готовы заплатить китайцы и индийцы. Они будут эту ситуацию использовать, чтобы дисконт получить.

Российская нефть с дисконтом в 30-40 долларов, потому что она под санкциями. Предлагаешь его дешевле — пожалуйста, покупай. Так действует, к сожалению, мировой рынок. Такая схема будет в том числе в отношении белорусских калийных удобрений. Скажем, сделать скидку в 15-20 процентов для того, чтобы брали. Думаю, что белорусские власти пойдут на то, чтобы приблизиться к себестоимости производства, чтобы хоть что-то получать.

— При таком раскладе упадут ли зарплаты у тех, кто работает на этих предприятиях?

— Вне сомнения. Конечно, упадут. Зарплаты — это следствие объема продаж, и, конечно же, объяснят, что из-за санкций вы не можете получать столько, сколько раньше. В калийной отрасли есть внутренний рынок, есть схемы. Все равно это будет не меньше средней зарплаты по стране, грубо говоря.

— Анонсируется, что ряд белорусских банков будут отключены от SWIFT. Чего ждать?

— Если бы все банковские учреждения Беларуси были отключены, это понятно, но опять-таки, понимаю, что это не все, поэтому остается количество банков, которое необходимо для обслуживания клиентов. Через них будет проходить остальное.

Плюс направления, связанное с китайскими расчетами. Российские банки тоже не все попали под санкции, в том числе Сбербанк. У тех, кто не под санкциями, естественно, увеличится количество клиентов. Счета компаний, которые были в банках под санкциями перейдут в банки, где санкций нет, — и все.

Ясно одно: ни о развитии, ни о притоке клиентской базы речи не идет. Если мы посмотрим на валютные депозиты на 1 апреля, такого низкого уровня давно не было. С начала года отток около 600 млн долларов. Белорусы реагируют по-совковски: курс вернулся на место, все нормально, можем не беспокоиться. К сожалению, экономическая грамотность находится в зачаточном состоянии.

— Что бы вы сейчас посоветовали делать белорусам?

— Не иметь ничего общего с белорусской банковской системой. Если есть возможность, использовать зарубежные банки, карточки. Если человек живет в Беларуси, это ему не нужно. Тогда просто тотальный кэш. Вспомните советские времени — тогда так и было. Это лучший способ: есть рубли на жизнь, есть долларовые сбережения.

Те, кто в Беларуси живет, у них нет гигантских сбережений, чтобы думать о валютных операциях Форекс. Надо просто понимать: если ты рассчитываешь на валютных депозитах заработать заработаешь больше денег, просто подумай о том, что будет с производством, с банками во второй половине года.

Ближе к концу года, когда даже ручной курс доллара будет на другом уровне находиться, — на уровне 4-5. В Нацбанке и правительстве это понимают, потому что какие-то меры по смягчению удара по малообеспеченным делают.

А у нас так: пока гром не грянет, белорусский мужик не перекрестится. Воспроизведение этого мы видим на примере белорусских вкладчиков. Какая-то часть снимает вклады, но это те, которые уезжают, наверное, а не те, кто остается.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(29)