Сталинские пятилетки как новая модель Лукашенко. «Копировали из-за рубежа, что-то добавляли свое — и получалась советская продукция»

Ярослав Романчук — о том, что сегодня представляет собой новый уклад беларуской экономики.

Ярослав Романчук

Лукашенко опять несет, опять он воображает, что Беларусь идет по пути, как он говорит, нового экономического уклада. Он говорит, что конкуренты все делают для того, чтобы сбить с этого самого пути.

А какой этот новый экономический уклад такой? — рассуждает эксперт в новом выпуске Экономики здравого смысла. — Право собственности? Нету. Экономическая свобода? Нету. Инвестиционный климат? Нету. Защита прав работников? Нету. Производительность труда? Нету.

Да, есть на уровне колхоза, на уровне советских стандартов 30-летней давности. Беларусь имеет 20 долларов производительность труда в час, по данным Международной организации труда. При том, что в ЕС этот показатель в четыре раза больше.

А кто нам мешает? ЕС, не отдавая бесплатно технологии? Помните, Лукашенко жаловался, что программный продукт для развивающихся стран дорогой, что технологии не дают нам. Ну так надо же лицензионное соглашение заключать. Нужно уважать право собственности.

А если ты выгоняешь, национализируешь, блокируешь деятельность, если ты не платишь по долгам, кто же тебе будет верить? Так кто на самом деле мешает экономическому развитию Беларуси и новой так называемой экономической модели?

Какая на самом деле она новая? Это же восстановление старой совковой госплановской, номенклатурно-схематозной модели, которая доминирует в Беларуси.

Есть ЗАО «Семья», которое всем распоряжается, оно дает на аутсорсе какие-то куски рынка, их дерибанят свои люди. Есть сегменты рынка, на которых работают потребители чужого, они контролируют их.

Безусловно, 150-200 тысяч беларусов прекрасно живут за счет всех остальных. Это новая модель? Старая как свет модель эксплуатации 95-97 процентов населения процентами тех, кто захватил власть.

Что здесь нового? Эта модель абсолютно доминирует во многих развивающихся странах с дефектами демократии, где нет капитализма, где место предпринимателя занимает чиновник, номенклатурщик, тот самый человек в погонах, который присваивает себе право зарабатывать при помощи дубины, судебного молотка, таможенного шлагбаума. И Лукашенко говорит, что кто-то мешает ему вот эту «новую модель» внедрять.

…Или Лукашенко новой моделью называет модель сталинских пятилеток, когда тоже очковтирали, копировали и брали из-за рубежа, внедряли, что-то делали свое, добавляли болтиков — и получалась советская продукция?

То же самое делает Лукашенко. Или его госплан чем-то отличается от того госплана? Да, тем, что в беларуской экономике Лукашенко допустил гораздо больше экономической свободы и рыночных отношений — здесь нет такого тотального повального регулирования всего и вся за железным занавесом.

И вот то, что беларуская экономика не работает как советская за железным занавесом, и делает ее более устойчивой. И плюс есть еще Россия, которая подставляет плечо, карман, инфраструктуру — поэтому Лукашенко кажется, что это и есть новая модель.

…Поэтому, когда Лукашенко говорит, что Запад, Восток, оппозиция — кто угодно — мешает ему сделать новую промышленную экономическую модель, — это вранье и очковтирательство. Лукашенко только одно может сделать — Совок, Госплан, тоталитарную систему, где очковтиратели и лизоблюды рты открывают. Это старо как свет, и это то, что всегда приведет страну к деградации, — заключает Романчук.