Филин

Юлия Кот

«Сохранить суверенитет и национальную идентичность Беларусь может, только став членом ЕС, вариант «нейтральной позиции» исчез»

На форуме «Люблинской четверки» обсуждали геополитический выбор Беларуси. И это точно не Россия.

На этой неделе в Вильнюсе проходит международный форум «Люблинской четверки», организованный Литовским институтом истории и МИД страны. Участники конференции — политики, общественные деятели, депутаты Европарламента, исследователи и журналисты из разных стран — говорили о новой архитектуре безопасности в регионе, нынешних взаимоотношениях Беларуси, Литвы, Польши и Украины и их будущем после войны.

Одна из дискуссий была посвящена геополитическому выбору Беларуси. Только ли режим за союз с Россией, возможна ли нейтральная позиция и как донести до международного сообщества, что Беларусь может и должна быть частью европейской цивилизации? Филин побывал на мероприятии и рассказывает, почему это важно и чем могут помочь демократическим силам страны-соседки.

Справка «Филина»

Региональный политический формат Литвы, Польши и Украины «Люблинский треугольник» был создан тремя министрами иностранных дел в 2020 году. Спустя год появился форум «Люблинской четверки», в котором приняли участие демократические силы Беларуси. Цель форума — создание дискуссионной платформы для укрепления взаимного сотрудничества и поддержки интеграции Украины в ЕС и НАТО.

«Вариант «нейтральной позиции» исчез буквально на глазах»

— Мы уже достаточно давно говорили, что сама «Люблинская четверка» — четкий сигнал, который показывает, где хочет быть Беларусь, — подчеркнул представитель ОПК по иностранным делам Валерий Ковалевский.

Он напомнил, что протест беларусов в 2020-м не был вопросом геополитики: люди голосовали против тирании, и на этот выбор повлияли не внешние, а внутренние процессы, желание людей осуществлять свои гражданские права и свободы, прописанные в Конституции. 

Но с течением времени стало очевидно, что режим Лукашенко все больше ориентируется на союз с Россией, а сторонники демократических перемен в стране ориентируются на Европу.

— Россия — экзистенциальная угроза для нас.

В Беларуси и в Украине, безусловно, Россия действует по-разному, но цель одна — Россия не хочет существования ни независимой Украины, ни независимой Беларуси.

Сохранить свой суверенитет и национальную идентичность мы можем, только став членом Евросоюза, а вариант «нейтральной позиции» исчез буквально на глазах, — сказал Ковалевский.

По его словам, крайне важно, чтобы не только демократические силы говорили о своем желании стать частью ЕС, но и другие страны высказывались на этот счет: «Мы не ожидаем сразу получить положительный ответ, но хотим начать дискуссию».

«Значительная часть людей не выбрали бы ничего»

Якоб Велленштайн , директор офиса по Беларуси Фонда имени Конрада Аденауэра, напомнил, как менялось в беларусском обществе отношение к геополитическим союзам: если в 2018 году, согласно результатам соцопросов, 60% беларусов имели пророссийские взгляды, то через год эта доля снизилась до 50%, а в 2022-м таковых немногим более 40% (и это с учетом так называемого «фактора страха», опасений высказывать в телефонных опросах свое настоящее мнение).

В то же время число сторонников союза с Европой постепенно росло.

— Но значительная часть людей на вопрос, что они хотят выбрать (Восток или Запад), не выбрали бы ничего, — убежден эксперт. — И также нужно понимать, что часть беларусов поддерживает действующий режим, то есть, имеет антизападные настроения.

Такая осторожность, по его мнению, во многом сформирована исторически — для небольшой страны, находящейся между противоборствующими более сильными игроками, союз с одной из сторон всегда был чреват риском агрессии с другой.

Кроме того, не стоит недооценивать и влияние нарративов пропаганды на живущих в стране людей, говорит Велленштайн. И все же это не отменяет проевропейской, в целом, ориентации беларусского народа.

А чтобы интерес к ней был обоюдным, по его мнению, нужно акцентировать в международном сообществе привлекательные стороны: говорить об общей истории, о перспективах и потенциале сотрудничества, а не только о «вагнеровцах» и ядерной угрозе.

«Еще не конец оперы»

— Беларусь — наш сосед, и сложно представить себе, что в регионе будет безопасно, если у нас не будет (независимой – Ф.) Беларуси, — считает посол Польши в Беларуси Артур Михальски.

Дипломат напомнил, что как раз эту мысль сегодня, 6 октября, транслировала участникам Варшавского форума по безопасности и лидер демсил Светлана Тихановская. Михальски отметил:

— Для всех нас — Литвы, Польши, Украины — Беларусь важна. И это необходимо донести до европейских партнеров, углубляя наше региональное сотрудничество.

По мнению дипломата, наши страны уже доказали, будучи в составе ВКЛ и отражая угрозу с Востока, что сила именно в сотрудничестве. Но был и другой общий исторический опыт — «столетие России»:

— Тотальная русификация, время, когда нас убеждали, что мы часть Российской империи и должны быть счастливы от этого. И потом, конечно, еще негативное влияние на всех нас Советского Союза…

Но 2020 год совершенно ясно показал, что это был проевропейский протест, даже если он не называл себя таковым. А после 2022 года выбор беларусов, осуждение российской агрессии и стремление быть частью Европы, засвидетельствовали демократические силы. Сейчас мы видим второй акт борьбы после 2020-го, и это еще не конец оперы.

В свое время, убежден дипломат, польская «Солидарность» победила, потому что у большинства людей было понимание: коммунизм — нечто совершенно чуждое, и нельзя соглашаться жить в этих навязанных условиях.

Может, это прозвучит слишком философски, но, на мой взгляд, сегодня большинство беларусов также хочет вернуться домой, в свое естественное европейское окружение.

«Беларусы не хотят «старшего брата»

Директор Института мировой политики, украинский политолог Евгений Магда отметил:

Мы годами, а возможно, и десятилетиями смотрели один на одного через зеркало российской пропаганды.

– Мы брали новости о Беларуси из российских медиа, беларусы оттуда же черпали новости по Украине. После 24 февраля 2022 года ситуация изменилась, и многие беларусы поняли, что лучше говорить с украинцами на несовершенном беларусском языке, чем на хорошем русском.

Кстати, это касается нас всех — не стоит полностью «кэнселить» русский язык, но нужно продвигать свой, и от этого мы будем только лучше понимать друг друга.

Политолог также разделяет мнение, что без демократичной Беларуси не может быть безопасной Европы. По его мнению, лозунг «Жыве Беларусь!» должен стать не просто словами, а принципом европейской политики — ведь политическое «объединение» россиян и беларусов играет лишь на руку Кремлю.

— В беларусах нет имперскости, и я знаю, что большинство из них не хочет как российского «старшего брата», так и украинского, — говорит эксперт. — Это ведь любимая в России конструкция про «триединый славянский народ». Но мы не должны быть старшими братьями, мы должны быть соседями.

И давайте быть реалистами: в нынешней геополитической ситуации Лукашенко может сменить только Лукашенко 2.0 — русский.

Почему? Потому что Россия держит на этом «балконе» не старые вещи, а стремится использовать «вагнеровцев» и тактическое ядерное оружие как элемент шантажа, как элемент геополитической игры.

Поэтому, уверен политолог, «ключ к переменам в Беларуси лежит в победе Украины над Россией», и только при таком сценарии Москва выпустит из когтей Беларусь.

— Я не верю, что сотни тысяч людей, выходивших на улицы, все выехали или окончательно спрятались. Можно проиграть битву, но не проиграть войну — и национальный характер беларусов свидетельствует, что они ждут такой возможности.

А чтобы быть к ней подготовленными, говорит Евгений Магда, важно передать беларусским демсилам украинский опыт по подготовке к членству в Евросоюзе, сделать тысячу шагов навстречу друг другу — и рассматривать «беларусскую точку» в середине «Люблинского треугольника», а не за его пределами.